Рынок новых автомобилей в РФ упал примерно вдвое в марте 2022 года
Продажи новых автомобилей в России по итогам марта 2022 года упадут по сравнению с февралем минимум в два раза. Такой прогноз сделал для Forbes руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Другие опрошенные эксперты и участники рынка озвучили схожие цифры.
«В марте продажи новых автомобилей упали на 60% в натуральном выражении», — рассказала генеральный директор дилерской сети «Рольф» Светлана Виноградова.
Сопоставимое падение продаж также наблюдают в дилерских центрах ГК «Автодом», ГК «Авилон» и Fresh Auto. По словам представителей ГК «Авилон», в марте продажи резко «заморозились», а в салонах Fresh Auto реализация сократилась на 42% по сравнению с февралем и на 16% по сравнению с январем текущего года.
Одной из главных причин стали массовые остановки российских автозаводов: полностью или частично прекратили свое производство Volkswagen, Hyundai, Nissan, Toyota и другие компании. Некоторые из них сделали это по политическим причинам, другие же сослались на нехватку запчастей из-за проблем с логистикой.
Большой проблемой стали и резко взлетевшие цены. В прайс-листах они выросли на 40-60%, а в реальности рост оказался еще более существенным. Например, за условную LADA при рекомендованной производителем цене в 1,1 млн рублей по факту придется отдать чуть больше 2 млн рублей, а на модели премиум-брендов ценники и вовсе подскочили минимум в три раза.
«Ситуация сложная. Машин мало. Дилеры не хотят расставаться с автомобилями и придерживают их, значительно поднимая цены, чтобы шоурумы не стояли пустыми», — рассуждает Сергей Целиков.
Воспользоваться трудностями своих визави пытаются китайцы. В начале марта дилеры китайских марок продолжили распродавать складские остатки своих машин по старым ценам, поэтому их доля на российском рынке только за месяц может подскочить до 30%, допускают эксперты.
«Свято место пусто не бывает, и если производители известных брендов станут терять свои позиции на рынке, ниша будет занята другими. Процесс перераспределения рынка не быстрый, требует усилий капитального характера, у марок с Востока тоже есть ряд своих внутренних ограничений. Такая экспансия не может быть стремительной, и, конечно, о полном замещении потребностей рынка сейчас речи не идет», — предупреждает директор «Авилон Мерседес-Бенц» Ренат Тюктеев.
К слову, прямо сейчас на «китайцев» приходится 22,5% от всех работающих в России официальных дилерских центров, а их количество уже достигло 723-х. И это не предел: совсем скоро экспансию брендов из Китая может продолжить «Рольф» (по словам его представителя, переговоры уже ведутся) и другие дилерские холдинги.