Раскрыты причины стремительного старения автомобилей россиян

Автопарк в России продолжает стареть: причины и способы его обновления

В России стремительно стареет парк легковых автомобилей — сейчас средний возраст «легковушки» составляет 15,5 лет против 15,2 года в 2024 году. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», на которые ссылается портал 110km.ru.

Раскрыты причины стремительного старения автомобилей россиян
Фото Anastasia Shyrokykh / Unsplash

Исходя из статистики, российский автопарк на данный момент — один из самых старых в мире, за исключением ряда регионов, включая Кубу и развивающиеся страны азиатского и африканского регионов. Среди европейских стран самый старый автопарк в Греции — там средний возраст авто превышает 17 лет, а самый молодой — в Люксембурге.

Что касается российского автопарка, то он стареет на протяжении нескольких последних лет, и тому есть несколько причин. Причем если в среднем по России возраст авто составляет сейчас 15,5 лет, то в таких регионах, как Дальний Восток и Камчатка, он превышает 20 и 25 лет соответственно.

Одной из главных причин, почему отечественный автопарк неуклонно стареет, эксперты называют экономические ограничения. В первую очередь, это более высокая стоимость новых автомобилей по сравнению с Европой и США и низкий уровень доходов, из-за чего покупка новой машины оказывается неподъемной для многих граждан.

Не способствуют обновлению автопарка и кредиты, поскольку процентные ставки остаются высокими, а требования к заемщикам строгими. Многие россияне опасаются брать крупные кредиты из-за экономической нестабильности и возможного роста процентных ставок. В результате наши сограждане все чаще выбирают машины на вторичном рынке, отдавая предпочтение моделям из Германии, Японии или США, поскольку они дешевле новых авто и зачастую отличаются более высоким качеством.

Еще одной причиной старения автопарка называют долговечность советских автомобилей, которых в нем по-прежнему очень много. Эти машины были спроектированы с расчетом на длительную эксплуатацию в сложных условиях и до сих пор остаются на ходу, отличаясь простотой ремонта и дешевизной обслуживания. А вот новые автомобили не могут похвастаться такой надежностью и выносливостью, особенно, учитывая сложные условия эксплуатации, что тоже не стимулирует россиян на обновление своего транспорта.

Также эксперты отмечают «российский менталитет» с отсутствием так называемой культуры регулярной смены автомобиля на новый. Большинство россиян рассматривают покупку автомобиля как долгосрочное вложение и стремятся максимально продлить срок его службы. К тому же, дилерские центры и полноценные станции техобслуживания расположены преимущественно в крупных городах, из-за чего жителям сельской местности или отдаленных районов приходится заниматься обслуживанием и ремонтом автомобилей самостоятельно. Именно поэтому они продолжают ездить на старых авто, которые имеют простую конструкцию, а их ремонт не требует современного оборудования.

На увеличение среднего возраста российского автопарка влияет и ограниченный выбор бюджетных новых автомобилей. Да, такие отечественные производители, как «АвтоВАЗ», выпускают доступные машины, но они проигрывают иностранным конкурентам по качеству и комфорту. А импорт бюджетных машин из-за границы затруднен из-за ряда геополитических и экономических факторов, отмечают эксперты.

Чтобы остановить старение российского автопарка, эксперты считают необходимым увеличение продаж новых автомобилей хотя бы до 2 млн штук в год, а для того, чтобы он сам начал «омолаживаться», продажи должны быть выше 3 млн штук в год. Реальные же показатели пока далеки от этих цифр — за прошлый год в России было продано чуть больше 1,5 млн новых автомобилей.

Ранее аналитики заявили о том, что в России дешевеют подержанные автомобили. Средняя цена авто на «вторичке» сократилась на 15% по сравнению с февралем прошлого года.