Как продавались и как будут продаваться автомобили в России: выводы и прогнозы эксперта

Продажи идут вниз: российскому авторынку в 2025 году грозит падение на 16%

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2025 году упали в сравнении с 2024 годом примерно на 16%. С начала года рынок оказался под давлением высокой ключевой ставки и рекордных складских запасов, но к осени наблюдалось краткосрочное оживление, сообщил в своем TG-канале эксперт Сергей Целиков.

Как продавались и как будут продаваться автомобили в России: выводы и прогнозы эксперта
Покупка автомобиля

В первой половине года продажи находились на уровне 80–90 тыс. автомобилей в месяц, падение достигало 30% по сравнению с аналогичными месяцами 2024 года. По словам эксперта, на ситуацию повлияли высокая ключевая ставка в 21% и более 500 тыс. скопившихся на складах автомобилей. Распродажи со скидками до миллиона рублей не привлекли массового спроса, поскольку потенциальные покупатели ждали дальнейшего снижения цен, полагает он.

К лету на авторынке началось постепенное восстановление. Ключевая ставка снизилась, запасы «прошлогодних» машин сократились, а идея возвращения западных брендов потеряла актуальность. В июле, вопреки ожиданиям скептиков, рынок вырос до 120 тыс. автомобилей.

В октябре на фоне обсуждения изменений в правилах расчета утильсбора авторынок достиг годового пика — 165,7 тыс. проданных новых легковых автомобилей. Около 15% из них пришлось на альтернативный импорт. Однако уже в ноябре темпы снизились до 120–130 тыс. машин, вернувшись к устойчивому уровню.

По прогнозу эксперта, за весь 2025 год продажи новых легковых автомобилей в России составят 1,31–1,32 млн единиц против 1,57 млн в 2024 году. Средняя цена выросла всего на 4–5% — это минимальный прирост за последние пять лет. При этом рынок ввоза автомобилей с пробегом достиг рекордных показателей: объем импорта приближается к 500 тыс. машин, что сопоставимо с уровнями середины 1990-х.

В заключение Сергей Целиков осторожно предположил, что начало 2026 года не сулит позитивных сдвигов: повышение утильсбора и НДС приведет к росту цен, а снижение покупательской способности — к падению спроса. Несмотря на это, аналитик выразил надежду на позитивные перемены в следующем году.

«Вся надежда на геополитику и белых лебедей. Лично мне уже ничего не останется, как верить в чудо и светлое будущее. Поэтому я смотрю в 2026-й с позитивом и надеждой», — заключил Сергей Целиков.

Тем временем тенденция массового роста цен, окончательно «взявшая верх» на российском авторынке еще в первой половине ноября, в декабре продолжилась с новой силой. За первые две недели месяца цены на свои автомобили в России подняли сразу восемь брендов, а снизил их только один.

Источник: Telegram-канал Сергея Целикова

Читайте также