Что нужно учесть при выборе тормозных колодок?
Тормозные колодки — важный элемент безопасности в автомобиле, и к их замене — будь то плановой или вынужденной, нужно подходить ответственно. Что нужно о них знать хотя бы на начальном уровне?
Еще 25 лет назад для систем торможения применяли фрикционные смеси — полуметаллические и из асбеста. Выбор комплектующих для потребителя был ограничен: по стоимости и техническим качествам они мало чем отличались друг от друга. К слову, асбест сейчас не используется из-за несоответствия современным стандартам и вреда здоровью.
На сегодня есть десятки торговых брендов, под которыми продаются много комплектующих для систем торможения. Как пример, можно привести CarvilleRacing. На странице http://carville.racing/shop/tormoznye-supporty-cr/ изложена информация о тормозных суппортах.
В основе тормозной колодки — фрикционный материал, который формуется на закрепляемой в суппорте пластине из металла. Когда фрикционный слой стирается, колодки прижимаются к тормозному диску — чтобы временной интервал от нажатия на тормозную педаль до начала торможения стал одинаковым.
Тормозной диск защищен от стирания за счет приличного коэффициента трения, который достигается благодаря оседанию частиц материала колодки на поверхности диска при трении. Тормозным колодкам и дискам надлежит быть термоустойчивыми и с высокими теплопроводными качествами. Износ фрикционной накладки должен быть равномерным и без крошения.
Сегодняшние фрикционные материалы балансируют между недостатками и преимуществами. Те, у которых хороший теплообмен и, следовательно, лучшее торможение — работают шумно и сбоят из-за излишней запыленности. И наоборот, мягкий фрикционный материал бесшумный, но быстро изнашиваемый. В составе фрикционной смеси — более 20-ти компонентов, взятых в определенных пропорциях: оксидов металлов, графита, аналогов асбеста, смол. Понятно, что от их свойств и сочетаемости зависит качество фрикционного материала.
Для современных автотранспортных средств существует 4 основных вида тормозных колодок: полуметаллические, НАО (органические), низкометаллические НАО и керамические.
Полуметаллические состоят из металла на 30-65%. Они прочные, с хорошей теплоотдачей, но шумны, имеют высокий износ и сбоят при минусовых температурах.
Nonasbestos (органические или НАО) колодки изготовлены из волокон, состоящих из углерода, стекла, резины, кевлара и смолы, устойчивой к высоким температурам. Они мягче и бесшумнее, но быстро изнашиваются и запыляются.
Низко-металлические НАО похожи на органические колодки, однако в них добавлены медь и сталь для лучшего теплообмена и торможения. Из-за присутствия металла образуется больше тормозной пыли, подобные колодки шумны в работе.
Керамические колодки можно назвать самыми передовыми. В их основе — керамические волокна и филеры цветных металлов. Они легче и стоят дороже других тормозных колодок, обеспечивают меньший износ тормозных дисков (фактором износа является абразивная пыль), работают тихо.