Эволюция автомобильного колеса: от деревянных спиц до титановых дисков
Автомобиль без колес – это не автомобиль. Колесо является единственным связующим звеном машины с дорогой, именно благодаря поступательно-вращательному движению колес мы собственно едем. Автомобиль за свою более чем вековую историю прошел колоссальную эволюцию: от неказистых и медленных «этажерок» до скоростных, динамичных и комфортабельных транспортных средств.
Колесо, напротив, как было круглым, так и осталось, и вряд ли что-то изменится, пока транспорт будет перемещаться за счет силы трения. Однако с точки зрения конструкции колес и особенно материалов, из которых они изготавливаются, можно отметить не менее серьезную эволюцию: от спицевых деревянных до современных композитных.
Конечно, классическое колесо из стали и сегодня является наиболее распространенным, а еще несколько десятилетий назад и единственным, используемым в автомобилях. Достаточно прочное, стальное колесо обладает и еще одним важнейшим качеством – оно дешево.
Колеса из сплавов легких металлов появились относительно недавно, но, несмотря на более высокую свою себестоимость, достаточно основательно заняли свою нишу в автомобилестроении. Такие колеса могут быть изготовлены методом отливки или штамповки. Кроме того, бывают и комбинированные конструкции. Литые диски – наиболее распространенный и относительно недорогой в производстве вид колес из сплавов. Их материалом могут быть магниевые, алюминиевые, иногда титановые сплавы.
Такие колеса имеют несколько преимуществ перед классическими стальными. Они геометрически прочнее, легче, лучше отводят тепло от тормозных систем. К тому же дизайн литых дисков, вероятно, может быть ограничен только фантазией конструкторов.