Автомобильные грузоперевозки. Разрешение на въезд
Международные автомобильные грузоперевозки – жестко регламентированная сфера деятельности. Межгосударственные двух- и многосторонние соглашения, прочие нормативные акты определяют стандарты безопасности, порядок пересечения границ, систему документооборота и прочие важные аспекты перевозочной деятельности. Одна из основных проблем организации международных перевозок – либерализация и регулирование рынка доставки грузов с учетом интересов всех стран-участников.
Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ/CEMT), созданная для развития и регулирования здоровой конкуренции между перевозчиками, разработала и ввела в действие в 1974 г. систему квотирования автомобильных грузоперевозок в масштабах Европы. Принцип ее действия – выдача многосторонних разрешений на перевозки, действительных во всех странах-участниках Конференции. Разрешение ЕКМТ позволяет транспортным компаниям стран-членов соглашения о квотировании транспортировать грузы как между государствами-участниками, так и транзитом через них. При этом по данному разрешению нельзя въехать и ввезти груз в страну, или, соответственно, вывезти из страны, не являющейся членом ЕКМТ. Документ выдается транспортному предприятию сроком на один год.
Полученное разрешение позволяет перевозчику осуществлять международные автомобильные грузоперевозки в пределах Европы в неограниченном количестве. Для стран, не членов ЕС, действует ограничение: их автомобили могут совершить по Европе максимум 3 поездки с грузом, после чего обязаны вернуться домой. Расчет квот на выдачу разрешений производится на основании специально разработанной системы критериев, учитывающих роль страны в общеевропейском грузообороте. В соответствии с последними требованиями, разрешения ЕКМТ выдаются лишь автопредприятиям, располагающим транспортными средствами с сертификатами соответствия по безопасности, выбросу и шуму Евро-3,4,5. Сбором заявок на получение разрешений и выдачей ЕКМТ в России занимается некоммерческая организация Российский автотранспортный союз.
Для стран, не членов ЕКМТ, а также для транспортных предприятий, не располагающих многосторонними разрешениями, действует система двусторонних разрешений. Перевозчик получает документ, называемый «Разрешение на въезд грузового автомобиля» или, в просторечии, «дозвол». Подобные разрешения выдаются министерством транспорта страны, в которую следует груз. Для транзитных перевозок практикуется выдача трехсторонних разрешений. Каждый документ рассчитан лишь на одну поездку и гасится при прохождении границы. Двусторонние разрешения — предмет торговли и обмена между странами, то есть их транспортными министерствами. Механизм обмена позволяет ограничивать деятельность иностранных транспортных компаний на территории страны, защищая тем самым интересы отечественных перевозчиков. В России организацией распределения двусторонних разрешений – «дозволов» занимается специальная комиссия Минтранса, а выдает документы Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
С точки зрения экспертов и самих участников международных автомобильных грузоперевозок, многосторонние и многократно действующие разрешения ЕКМТ значительно удобнее двусторонних однократных. Кроме того, разовые «дозволы» обходятся транспортникам существенно дороже. Но получить разрешение ЕКМТ удается далеко не всем желающим. Отечественным перевозчикам достаточно сложно преодолеть жесткие требования к парку автомобилей на соответствие нормам безопасности и экологичности. Поэтому наличие у транспортного предприятия многостороннего разрешения на передвижение по Европе можно считать своего рода свидетельством солидности и надежности перевозчика.