Конструктивные и эксплуатационные особенности шин разных типов
Автомобильные шины до своего сегодняшнего вида прошли весьма длинный эволюционный путь. Хотя сама технология использования пневматического резинового элемента в конструкции колеса была разработана еще в конце 19-го века, окончательный вариант автомобильной шины сформировался только в первой четверти 20-го века.
Конструкция автомобильной шины
Конструкция современной шины включает в себя два основных компонента – каркас и протектор. Каркас предназначен для того, чтобы удерживать воздух внутри шины (если речь идет о бескамерном варианте), а также сохранять необходимую форму покрышки даже при повышенных нагрузках (например, попадание в выбоину, прохождение поворотов на высокой скорости и т.п.).
Для этого у каркаса имеется несколько слоев, каждый из которых выполняет свою функцию. Так, внутренний герметизирующий слой призван удерживать закачанный в шину воздух, расположенный над ним текстильный слой придает шине необходимую форму, а стальной корд окончательно скрепляет каркас, обеспечивая высокую прочность и жесткость всей конструкции.
Далее следует так называемый «бандаж», от характеристик которого зависят скоростные показатели покрышки, т.е. максимальная скорость, которую может выдержать шина. Этот параметр указан в маркировке резины. Подробнее о маркировке шин и их характеристиках можно узнать на сайте RusTires. Мы же перейдем к самому верхнему слою покрышки – протектору.
Читайте также:
Эксперты назвали лучшие и худшие модели разных марокЭто один из ключевых элементов шины, от характеристик которого зависит сразу несколько параметров покрышки. Так, протектор обеспечивает надлежащий уровень сцепления с дорогой, эффективный отвод воды из-под пятна контакта и т.д. Существует особый вид шин, которые применяются в основном на гоночных трассах и закрытых площадках. Это так называемые «слики», которые по сути вовсе не имеют протектора в привычном понимании.
Из-за совершенно гладкой поверхности обеспечивается максимальное пятно контакта с дорогой, однако, отсутствие каких-либо канавок приводит к эффекту аквапланирования при малейшем контакте с водой. Именно поэтому использование такой резины на дорогах общего пользования запрещено правилами дорожного движения.
Разновидности автомобильных шин и их маркировка
В зависимости от структуры каркаса, шины подразделяются на радиальные и диагональные. Последние сегодня можно встретить в основном лишь на мототехнике, а вот радиальные используются в большинстве типов автомобилей, как легковых, так и грузовых. Дело в том, что радиальное плетение нитей каркаса обеспечивает высокую жесткость шины в поперечном направлении.
Однако настоящее многообразие начинается в части типоразмеров автопокрышек. Так, шины могут иметь разную ширину, высоту профиля, а также диаметр. Например, возьмем довольно распространенный типоразмер 185/65/R15. Для многих это просто набор непонятных цифр. Тем не менее, все очень просто. Так, 185 – это ширина покрышки в миллиметрах; 65 – высота шины в % от ее ширины (в данном случае – 65%); R15 – это внутренний диаметр покрышки в дюймах.
Вместе с тем, следует отметить, что типоразмер – это лишь часть обозначений, нанесенных на любой покрышке. Кроме него, важными параметрами являются индекс нагрузки, индекс скорости, а также сезонность резины. Индекс нагрузки обычно имеет значения от 50 до 130 и соответствует нагрузке на колесо в пределах от 190 до 1850 кг. Индекс скорости обозначается латинскими буквами от J до Y и соответствует скорости от 100 до 300 км/час.
При выборе шин необходимо учитывать один нюанс – скоростные характеристики покрышки должны хоть намного превышать максимальную скорость, развиваемую автомобилем. Это даст гарантию того, что даже на предельных для машины скоростях шины будут работать в нормальном режиме. О последствиях разрыва покрышки на высокой скорости, пожалуй, и так все знают. То же касается и индекса нагрузки. Если машина регулярно грузится «под завязку», лучше выбрать шины с соответствующим запасом прочности.
Определенная путаница может возникнуть с маркировкой сезонности шины. Так, не все знают, летние шины вовсе не имеют какой-либо «сезонной» маркировки. Она есть только у зимней и грязевой резины. Это соответственно латинские буквы S или M на боковине шины. Для рынка США дополнительно наносится символ снежинки для большей наглядности.
Как правильно выбирать автомобильные шины
При выборе автопокрышек необходимо в первую очередь руководствоваться теми рамками, которые установлены заводом-изготовителем автомобиля. В инструкции к машине указаны минимальные и максимальные параметры ширины протектора, высоты профиля и диаметра шин. Кроме того, нужно учитывать условия эксплуатации транспортного средства.
Например, если в приоритете стоит скорость и управляемость, а дороги отличаются качественным покрытием, можно взять резину пошире и с минимальной высотой профиля. Это обеспечит хорошее сцепление с дорогой и стабильность при резких маневрах. С другой стороны, если передвигаться приходится по дорогам с неважным качеством покрытия, грунтовкам и т.д., лучше отдать предпочтение более высокому профилю, который делает езду комфортнее и уменьшает риск «пробоя» покрышки с повреждением колесного диска. Правда, в скоростных поворотах такие шины начинают «плыть», что приводит к ухудшению управляемости.
Можно еще затронуть тему зимних шин, которые могут быть как с обычным протектором, так и с шипами. Первые представляют собой оптимальный компромисс, обеспечивая хорошее сцепление почти на любом покрытии, будь то снег, лед или просто мокрый асфальт. Что касается шипованной резины, то она, безусловно, вне конкуренции на льду и укатанном снегу, однако в подтаявшей «каше» и тем более на чистом асфальте наличие шипов наоборот, несколько ухудшает сцепление с дорогой.
Впрочем, сейчас лето «на носу», поэтому для многих более актуальным является вопрос о правильном выборе летних покрышек. А сделать этот выбор поможет представленный ниже видеоролик с обзором летних шин популярных брендов.