Аналитики ВШЭ выявили падение доходов таксистов из-за агрегаторов

Появление агрегаторов увеличило число пользователей такси в Москве почти в шесть раз и, вместе с этим, почти втрое снизило доходы водителей-таксистов. Об этом говорится в исследовании, проведенном Высшей школой экономики (ВШЭ).

Аналитики ВШЭ выявили падение доходов таксистов из-за агрегаторов
Яндекс.Такси. Фото Сергея Бойко

Аналитики выяснили, что если в 2012 году (до массового распространения агрегаторов) москвичи заказывали такси в среднем 6 раз в месяц, а общее число его пользователей насчитывало всего 335 тыс. человек, то в 2018 году среднемесячный объем заказов на человека вырос до 10 поездок, а суммарно такси пользовались уже 2 млн человек.

Основным фактором роста популярности такси среди пассажиров, согласно исследованию, стало снижение среднего чека на поездку: в 2019 году он опустился до 484 рублей, хотя еще в 2014-м достигал 627 рублей. Без агрегаторов средний чек за поездку составлял бы 620 рублей, предполагают специалисты.

Что касается доходов водителей такси, то в 2013 году, когда агрегаторы только начали развиваться, они выросли на 23,7%, но спустя шесть лет, в 2019-м, их доходы упали на 71,6%. В денежном выражении средний доход таксиста за день снизился с 3937 рублей до 1382 рублей, то есть почти в три раза.

Участники рынка с результатами исследования не согласились. Представитель ГК «Везет» Зоя Австрийская, в частности, отметила, что сравнивать современную доступность такси и сценарии, каким был бы рынок без агрегаторов, невозможно, поскольку именно технологии позволили нарастить спрос на услуги такси. Услуги такси, по ее словам, стали доступнее, и водители могут зарабатывать, самостоятельно выбирая активные часы работы.