В России автовладельцы столкнулись с проблемами из-за ошибок в е-ОСАГО
Электронные полисы е-ОСАГО стали серьезной проблемой для российских водителей. Как оказалось, с 2020 года любая ошибка при их оформлении может стать поводом для аннулирования страховки в одностороннем порядке и без возврата уплаченных за нее средств, предупреждают «Известия».
Иначе говоря, если клиент спутает категорию своей машины, ошибется в мощности двигателя или в других данных, то страховая компания сможет абсолютно правомерно расторгнуть договор и не возвращать страхователю страховую премию.
«В таких случаях расторжение страховщиком полиса является правомерным. При этом уплаченная страховая премия возврату не подлежит в соответствии с правилами ОСАГО», — объяснили в Центробанке.
Отдельной статистики таких случаев (с расторжением договора и удержанием премии) регулятор не ведет, но подтверждает, что с декабря 2020-го по февраль 2021 года из-за них поступило несколько десятков обращений из различных регионов России.
Корень проблемы в том, что все вносимые во время оформления е-ОСАГО сведения проверяются только после подписания договора – проверка в процессе его оформления пока невозможна, так как «не налажен прямой информационный обмен между страховщиками и органами исполнительной власти», пояснили в «Росгосстрахе».
Чаще всего причиной для аннулирования страховки становятся неверные сведения о цели использования автомобиля. Страхователи «забывают» вписать недавно полученную лицензию такси или неверно указывает категорию транспортного средства. Некоторые внедорожники относятся к категории C, а микроавтобусы, в которых больше восьми сидячих мест – к категории D.
В «Росгосстрахе» также рассказали, что расторгают договоры только тогда, когда «очевидно идет речь о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил». На таких основаниях компания расторгает не более 1,5% договоров ОСАГО. При этом восстанавливается из-за ошибочного расторжения примерно 0,03%.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) факты расторжения договоров подтвердили, но все они, как утверждают в ассоциации, имели единичный характер. Кроме того, автовладельцы могут внести изменения в ошибочные данные, но с условием доплаты разницы, если стоимость полиса после них выросла. Если же полис, наоборот, подешевел, то часть премии будет возвращена.