В России предложили изменить принцип начисления дорожных штрафов
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил привязать размер штрафов за нарушения ПДД к классу и мощности двигателя автомобиля. С его точки зрения, это позволит сделать наказания более значимыми и заметными даже для состоятельных водителей и тем самым побудит их реже нарушать правила.
«Очевидно, что для состоятельных граждан штрафы в фиксированной сумме не кажутся существенными. Во-первых, размер штрафов изначально определялся с учетом только минимальных и средних доходов. Во-вторых, он не индексировался, а значит утратил свою значимость из-за инфляции и девальвации. Чтобы наказание несло воспитательную функцию и для людей с высоким уровнем дохода, многие европейские страны устанавливают штрафы с учетом материального положения нарушителя», — объяснил Дмитрий Давыдов.
Суть инициативы сводится к вводу повышающего коэффициента для машин с высокой мощностью двигателя, чтобы в зависимости от года выпуска и количества лошадиных сил умножать на него базовый размер штрафа.
К примеру, для новых автомобилей с мощностью двигателя от 176 до 225 л.с это был бы коэффициент 1,5 (т.е. размер штрафа для их владельцев был бы в полтора раза выше обычного), а для машин на 50 «лошадей» мощнее — уже 2. Максимальный повышающий коэффициент 20 мог бы применяться для самых мощных автомобилей с моторами от 600 лошадиных сил.
Таким образом, за одно и то же превышение скорости на 20-40 км/ч водителя новой Kia Sorento оштрафуют на 750 рублей (500 рублей х 1,5), водителя пятилетнего Mercedes-Benz G500 — на 2000 рублей (500 руб х 4), а водителя бюджетного автомобиля с объемом двигателя 175 л.с. и менее — на базовые 500 рублей.
Зависимость суммы штрафа от мощности двигателя, считает Давыдов, серьезно изменит отношение к наказаниям за нарушения ПДД со стороны тех, кто может позволить себе ездить на дорогом или очень дорогом автомобиле. В результате такие водители начнут реже нарушать правила и создавать аварийные ситуации, а это, в свою очередь, приведет к снижению травматизма и смертности на дорогах страны.
В Совете Федерации к предложениям Давыдова отнеслись неоднозначно и охарактеризовали их как «вызывающие сомнения». По словам замруководителя аппарата комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Кристины Бобылевой, увеличение штрафов для состоятельных водителей «нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого нарушителем деяния», поэтому нуждается «в экспертной оценке специалистов и анализе на предмет согласованности с иными законодательными нормами».