Причины начислений от налоговой: почему от транспортного налога освободили не все электромобили

ФНС разъяснила особенности налогообложения электромобилей в России

ФНС России разъяснила, почему владельцам электромобилей могут начислить транспортный налог за 2025 год. Льготы для таких машин устанавливают регионы, и они не всегда означают полное освобождение от уплаты, узнали «Автоновости дня» из сообщения ведомства.

Причины начислений от налоговой: почему от транспортного налога освободили не все электромобили
Зарядка автомобиля

Как заявили в ФНС, налоговый кодекс не предусматривает льгот для электрических транспортных средств, но их могут вводить сами регионы. За 2025 год они применены по условиям региональных законов по месту нахождения транспорта. Проверить эти условия можно в специальном сервисе налоговой службы.

В ведомстве отметили, что в отдельных регионах льгота зависит от мощности автомобиля в кВт, переведенной в лошадиные силы, — например, предоставляется только для машин до 150 л. с. Также в ряде субъектов она не действует для автомобилей из перечня Минпромторга, куда входят машины со средней стоимостью от 10 млн рублей.

Отдельное условие касается типа силовой установки. Как пояснили в ФНС, в некоторых регионах, в том числе Белгородской области, освобождение предусмотрено для лиц, на которых зарегистрированы машины исключительно с электрическими двигателями. На гибриды, сочетающие электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания, эта льгота не распространяется.

В Москве и ряде других регионов льгота ограничена одним транспортным средством, напомнили в налоговой службе. Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» предусматривает, что при праве на льготы по нескольким основаниям применяется только одно из них по выбору налогоплательщика. Например, это касается владельца электромобиля, который также является ветераном боевых действий или многодетным родителем.

Если у владельца два электромобиля или больше, и он не подал заявление о льготе, она автоматически применяется к автомобилю с максимальной исчисленной суммой налога. Поэтому электромобиль может не получить льготу, если у того же владельца, относящегося к другим льготным категориям, она применена к другой машине с большей суммой налога. Кроме того, уведомление может содержать начисления за иной транспорт, помимо льготируемых электромобилей.

Налог рассчитывают на основании характеристик транспорта, включая тип двигателя, которые поступают от регистрирующих органов, органов гостехнадзора и других. Данные о том, что конкретный автомобиль имеет только электрический двигатель, налоговые органы получают от ГИБДД МВД России.

Для уточнения оснований расчета транспортного налога на тот или иной электромобиль ФНС предлагает обращаться за разъяснениями в ближайший налоговый орган по месту жительства. Если владелец считает, что положенная ему льгота не применена, он может подать заявление о перерасчете в любой налоговый орган, МФЦ либо через личный кабинет налогоплательщика.

При этом, как напомнили в ФНС, перерасчет возможен только при наличии оснований, установленных налоговым кодексом. Одно из них — получение уточненных данных о характеристиках автомобиля от ГИБДД. Налоговые органы сами направляют запросы регистрирующим органам и после получения актуальных сведений при наличии оснований пересчитывают налог, уведомляя налогоплательщиков, добавили в ведомстве.

Ранее сенатор Айрат Гибатдинов предложил полностью освободить электромобили от утилизационного сбора, а для выпущенных в России электрокаров — снизить НДС до 10%. По его оценке, эти меры позволят уменьшить конечную стоимость машин и поддержать отечественное производство.

Тем временем Минпромторг зафиксировал рост продаж новых электромобилей и гибридов в России по итогам девяти месяцев 2026 года. Доля выпущенной в стране техники в этом сегменте тоже увеличилась.