Битва с креном

Если бы наши дороги были прямыми и ровными, эта фраза «купить стойки стабилизатора» была бы лишена смысла, так как не было бы необходимости в таком элементе подвески как стабилизатор поперечной устойчивости. Но о такой возможности можно лишь мечтать и автомобилю приходиться маневрировать постоянно. Из курса физики нам известно, что, при прохождении поворота, на автомобиль начинает действовать центростремительная сила. Колесо, проходящее внешний радиус, она прижимает к дороге, а внутренний – приподнимает. Возникающий крен тем больше, чем выше центр тяжести машины расположен над землей. Мало того, что теряется управляемость транспортным средством, эта сила может запросто перевернуть автомобиль. Лучшим инженерным решением этой проблемы на сегодня – стало появление стабилизатора поперечной устойчивости!

Битва с креном
Трасса М-4 «Дон» в Ростовской обл. Фото Ромашовой Елены

Работа стабилизатора

Что он из себя представляет? Все гениальное – просто! Металлическая штанга круглого сечения П-образной формы, стоящая поперек кузова. Обязательно изготавливается из пружинной стали. За простотой конструкции стоят сложные расчеты, учитывающие силы, воздействующие на автомобиль. Сложная форма стабилизатора кроме физики определяется расположением агрегатов и узлов машины. Поэтому это строго индивидуальная деталь, конкретная для определенной модели. Как он работает?

При отсутствии крена стабилизатор не работает. Лишь только автомобиль входит в поворот, стабилизатор скручивает возникающими силами, а он, противодействуя деформации, возвращает подвеску к исходному состоянию, сцепление с дорогой при этом улучшается. У данной конструкции есть один минус. Колеса в независимой подвеске работают автономно, стабилизатор же связывает их, частично распределяя нагрузку с одного колеса на другое. Это ослабляет преимущества данной подвески и сказывается на управляемости автомобиля. Такие моменты важно учитывать при проектировании стабилизатора.

Конструкция.

Стабилизатор поперечной устойчивости имеет четыре точки крепления. С кузовом он соединяется посредством 2-х втулок. Для соединения с подвеской применяют два варианта. Либо непосредственно с подвеской (в рычаг), либо через стойки стабилизатора (линки, тяги, «косточки»). Второй способ наиболее распространен. Стойки стабилизатора снабжены шарниром и это позволяет упругой штанге стабилизатора подвижно соединяться с подвеской. Тяги меняются чаще, поэтому они имеют статус «расходников». Действительно, проще и дешевле купить стойки стабилизатора, заменить их и ездить дальше, чем возиться с заменой всего узла.