Российский авторынок оказался неустойчив к потрясениям
Экономический кризис и пандемия коронавируса с последующим закрытием дилерских центров на «карантин» в апреле вызвали крупнейшее падение российского рынка за всю историю. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, снизились сразу на 72% до 39 тыс. единиц.
Впервые произошло и то, что майские итоги авторынка оказались гораздо лучше апрельских (63 тыс. ед. при двукратном падении к маю 2019-го), хотя раньше апрель всегда был одним из лучших месяцев для авторитейла с точки зрения продаж.
По мнению руководителя по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константина Авакяна, такая рыночная динамика обусловлена целым рядом фактором, причем привычной по прошлым годам сезонности в ней нет. Зато есть ослабление карантинных мер в регионах, вследствие чего большинство дилеров, наконец-таки, вернулись к работе, а также развитие дистанционных и онлайн-продаж, которые наглядно показали свою жизнеспособность.
Впрочем, до полноценного восстановления рынка хотя бы до докризисных показателей еще далеко. Поспособствовать этому призваны, в том числе, обновленные госпрограммы льготного автокредитования, которые теперь стали доступны семьям с одним ребенком и работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения. Кроме того, получить 10-процентную скидку от государства теперь можно при условии сдачи «старого» автомобиля в трейд-ин (если его возраст превышает 6 лет), а предельная стоимость участвующих в программах машин выросла с 1 до 1,5 млн рублей.
Насколько эффективными будут расширенные госпрограммы, покажет только время. Как бы там ни было, факторы «противодействия» все же сильны – это и рост цен, и рост безработицы в стране, и, в конце концов, снижение покупательской способности людей. Поэтому на большее, чем «минус 30%» по итогам года, пока рассчитывать не приходится.