Что ждет российский авторынок в 2023 году. Прогнозы дилеров
На фоне приостановки деятельности и ухода многих западных брендов продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2022 году сократились в России более чем наполовину: на 58,8%, до 979 410 машин. Опросив представителей крупных дилерских центров, «Российская газета» выяснила, что ждет российский авторынок в 2023 году.
Так, по мнению гендиректора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, положительной динамики продаж, по крайней мере «в штуках», в новом году не ожидается в связи с низким покупательским спросом и отсутствием централизованных поставок европейских машин. И если в прошлом году рынок во многом поддерживали существующие дилерские запасы, то в 2023-м доступность автомобилей будут обеспечивать китайские бренды и параллельный импорт, который не дает больших объемов продаж.
«Часть дилеров будут стараться переформатировать свои дилерские центры под другую деятельность. Некоторые дилеры будут расширяться, чтобы сохранить свой бизнес. Думаю, в 2023 году мы увидим много разнонаправленных течений в авторитейле. У каждого дилера своя стратегия и позиция в отношении автобизнеса. Важно уже сегодня строить планы на 2024 и 2025 годы, чтобы рост локализованных брендов и автомобилей был более существенным. Дополнительно необходимы более масштабные программы поддержки локальных производителей», — отметил генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
Гендиректор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич, в свою очередь, добавил, что в этом году, как и в прошлом, основная часть продаж будет приходиться на «АвтоВАЗ» и китайские автомобили. Их объем, по его мнению, будет напрямую зависеть от спроса, ибо даже для повторения прошлогоднего результата должно сойтись сразу несколько факторов: рост производства «АвтоВАЗа», выполнение планов по поставке китайских машин и вывод сборки локализованных брендов на новый уровень.
«Продажи в 2023 году будут зависеть от спроса. В наличии сейчас есть практически все ходовые марки и модели. Дефицит сохраняется среди седанов стоимостью до 2 млн рублей. Высокие накладные расходы, связанные с логистикой и таможней, ограничивают их ввоз по схеме параллельного импорта. Ожидания от 2023 года пока очень осторожные. <...> Отложенный спрос и отсутствие новых потрясений однозначно окажут позитивное влияние на динамику авторынка», — сказал Андрей Терлюкевич.
Цены, следуя общемировому тренду, по большинству марок продолжат расти. По его словам, этому будут способствовать удорожание сырья, логистики и энергоносителей, а также сохраняющийся дефицит полупроводников.
Ранее автодилеры спрогнозировали кардинальную «перестройку» российского авторынка в 2023 году. По их версии, он сильно изменится и, по сути, начнет формироваться заново с учетом роста доли продаж китайских автомобилей и приостановки поставок машин европейских, американских и корейских брендов.