Российским автодилерам могут запретить завышать цены более чем на 15%. Машины станут чуть доступнее
Национальный союз защиты прав потребителей обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой установить в стране максимальный размер наценки на автомобили российской сборки. По его версии, он не должен превышать 15% от цены, передают «Известия».
Одним из аргументов, почему стоит ввести «лимит» наценки, стал непрекращающийся рост цен. В НСЗПП напомнили, что в 2020 году средняя стоимость нового автомобиля в России выросла на 7%, в 2011-м – на 18%, в 2022-м – на 20%, а в первом квартале 2023-го – на 11%. По версии союза, такая динамика обусловлена не только объективными причинами, но и тем, что участники рынка искусственно завышают цены.
В письме, отправленном на имя главы кабмина, сказано, что максимально допустимые цены на автомобили российской сборки позволят упорядочить ситуацию и снизить конечную стоимость машин.
«Рационально увязать стоимость производителей авто с конечной ценой для потребителя. Разница между ними должна составлять не более 15%, это позволит исключить искусственные завышения со стороны автодилеров», — пояснил глава НСЗПП Павел Шапкин.
Среди других факторов, способствующих росту цен на авторынке, Павел Шапкин назвал недостоверную рекламу автомобилей в части их стоимости, высокие ставки по автокредитам, порой превышающие 20% годовых, и навязанные услуги в виде нескольких видов страховок, призванных увеличить маржу дилеру. Все это «давит» на цены и тормозит сбыт, а значит, негативно сказывается на производстве отечественных автомобилей, подчеркнул эксперт.
Впрочем, среди участников рынка с такой оценкой согласны не все. Например, замглавы по продажам новых автомобилей в АГ «Авилон» Ренат Тюктеев заявил, что официальные дилеры не завышают розничные цены. По его словам, этим занимаются лишь «серые» автосалоны, у которых нет контрактов ни с производителями, ни с дистрибуторами брендов.
Иное мнение высказал гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский. Он отметил, что повышение рекомендованных цен дилерами – обычная практика, основанная на балансе спроса и предложения.
«Как только предложение становится ограниченным, дилеры пользуются этой ситуацией и повышают размер своей маржи. В этом нет ничего плохого, потому что бывают и обратные ситуации: автомобилей много, надо выполнять планы продаж, и дилеры реализуют машины по себестоимости», — объяснил Андрей Ольховский.
Кстати, буквально недавно на необоснованное завышение цен на автомобили обратил внимание «АвтоВАЗ». Концерн инициировал проверку в отношении двух своих дилеров, по результатам которых могут быть приняты меры в виде сокращения квот на поставку новых автомобилей для них либо полного разрыва дилерского соглашения.