Россияне начнут реже покупать автомобили. Что произойдет
После наметившегося в последнее время роста российский авторынок в 2024 году вновь вернется к падению. Таким прогнозом поделились с «Газетой.Ru» в нескольких авторитетных аналитических агентствах и ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Впрочем, пока авторынок к падению не перешел. Причиной тому являются негативные ожидания: люди продолжают покупать машины, опасаясь их нового подорожания после увеличения утильсбора с октября и высокой вероятности очередного повышения ключевой ставки ЦБ.
«Пока мы сохраняем свой прогноз, но чаша весов может качнуться и в сторону пессимистичного прогноза в связи с возможным повышением ключевой ставки Центробанком и дополнительными изменениями экономической ситуации. Сейчас, несмотря на период отпусков, все равно активность достаточно высокая. Наблюдается рост продаж. Вероятно, сейчас люди спешат покупать автомобили, потому что опасаются того, что будет хуже», — объяснили в пресс-службе РОАД.
Так, у РОАД есть два сценария развития ситуации на автомобильном рынке: пессимистичный и оптимистичный. Согласно первому, дилеры «закроют» 2024 год с результатом 1,3 млн реализованных автомобилей. Второй же предполагает продажу 1,65 млн новых машин.
У Национального агентства промышленной информации (НАПИ) ожидания еще ниже. В их оптимистичном сценарии объем российского авторынка в этом году остановится на отметке в 1,12 млн автомобилей, в базовом – 1,1 млн, а в пессимистичном он едва превысит 1 млн единиц.
«Мы видим, что отложенный спрос был частично реализован в 2023 году. Плюс ужесточающие меры, повышающие цены и затрудняющие ввоз иномарок, а также высокие ставки [по кредитам] и некоторая удовлетворенность потребителя приводят к тому, что рынок охлаждается», — пояснила гендиректор НАПИ Татьяна Арабаджи.
Сопоставимых цифр по объемам продаж по итогам года ожидают в «Авилоне» и аналитическом агентстве «Автостат». Замгендиректора дилерского холдинга по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев считает самой вероятной планку в 1,4-1,5 млн реализованных машин, а в агентстве склоняются к цифре в 1,5 млн штук, и это в «базовом» сценарии.
«Дальше все будет зависеть от утильсбора и повышения цен на автомобили, но решение о его повышении пока не принято окончательно, у бизнес-сообщества есть возможность по крайней мере попытаться повлиять и на сроки, и на суммы», — сказал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Ранее сообщалось, что в случае повышения утильсбора на иномарки с 1 октября в России уже осенью начнется стремительный рост цен на автомобили не локализованных в стране брендов. Такими ожиданиями поделились участники рынка, призвав россиян поторопиться и задуматься о покупке новой машины уже сейчас.