Российский автопром впал в спячку: семь автозаводов приостановили производство, часть переходит на четырехдневку
Пора отпусков, ставшая уже традиционной причиной «охладевания» россиян к автомобилям в июле, пришла и в автопром. Из-за этого он в буквальном смысле впал в «спячку»: на отдых длительностью до трех недель ушли почти все крупнейшие автозаводы страны. Когда они вновь вернутся к работе, выяснили «Автоновости дня».

«АвтоВАЗ» и «Автозавод Санкт-Петербург» приостановили сборку
Дольше всех будет отдыхать «АвтоВАЗ». Автопроизводитель №1 в России приостановил производство с 28 июля по 17 августа включительно.

«АвтоВАЗ традиционно уходит в единый корпоративный отпуск для проведения ремонта, обслуживания и модернизации технологического оборудования и оснастки. Также будут осуществлены работы по улучшению условий труда работников», — рассказали «Автоновостям дня» в пресс-службе «АвтоВАЗа».
Тем же путем пошел и экс-завод Nissan (ныне называется «Автозавод Санкт-Петербург»), где выпускаются кроссоверы под брендом XCite. Производство приостанавливается с 28 июля по 17 августа, при этом предприятие не раскрыло свои планы на данный период.
Напомним, что после завершения сборки кроссоверов LADA X-Cross 5 на базе FAW Bestune T77 там с марта 2024 года начали выпускать кроссоверы XCite. Сейчас на экс-площадке Nissan производятся две модели: пятиместный паркетник XCite X-Cross 7 и семиместный XCite X-Cross 8. В 2024 году на предприятии было собрано порядка 20 тыс. автомобилей.
Каникулы у Sollers: УАЗ, «Соллерс Алабуга» и ЗМЗ ушли в простой на неделю
Всего на неделю, с 28 июля по 3 августа включительно, остановили свои конвейеры принадлежащие компании «Соллерс» УАЗ, завод «Соллерс Алабуга» и «Заволжский моторный завод». Во время недельного простоя на площадках будет проводиться традиционное техническое обслуживание производственного оборудования, а также реализовываться «мероприятия в рамках инвестиционных проектов».





ПАЗ и ГАЗ: двухнедельный простой с ремонтом и модернизацией
На две недели, с 21 июля по 3 августа включительно, в плановый корпоративный отпуск ушел Павловский автобусный завод (ПАЗ), который готовится к производству нового 32-местного автобуса Citymax 8. Во время простоя в его цехах будет проводиться комплекс работ, связанный с текущим ремонтом, модернизацией и сервисным обслуживанием оборудования.
Также две недели, но с 24 июля по 6 августа включительно, будет «на паузе» Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Пока одни подразделения находятся в оплачиваемом корпоративном отпуске, другие будут работать «согласно графику проводимых работ».

В частности, на сборочных и автокомпонентных производствах ГАЗа пройдет модернизация оборудования, а также сервисное обслуживание, ремонтные и пуско-наладочные работы, которые невозможно провести без остановки производства, за время отпуска будут выполнены во всех подразделениях предприятия.
Переход на четырёхдневную неделю
Отметим также, что, начиная с августа, Горьковский автозавод будет работать в режиме четырехдневной рабочей недели. Он вводится в связи с падением продаж коммерческого транспорта в России и может быть продлен в зависимости от рыночных факторов. При улучшении ситуации с реализацией предприятие вернется на полную рабочую неделю, заверили в его пресс-службе.
«В условиях высокой ставки ЦБ и недоступности финансовых инструментов для приобретения автомобилей падение рынка по итогам первого полугодия составило почти 40% в сегменте среднетоннажных грузовиков, 30% в сегменте легких коммерческих автомобилей и 60% в сегменте автобусов. Введение сокращенной рабочей недели в этих условиях позволяет заводу сохранить рабочие места, адаптировав производственную программу под рыночную ситуацию, и организовать равномерную загрузку производств», — объяснили в пресс-службе ГАЗа.


Вслед за нижегородским автогигантом на «четырехдневку» с 1 августа перейдет и челнинский «КамАЗ». Решение, по всей видимости, принято на фоне сложностей на рынке грузовиков, отсутствия перспектив роста рынка в ближайшее время и ввоза импортерами в прошлом году избыточного количества техники.
«Отсутствие перспектив роста рынка и давление остатков техники импортеров заставляют нас проявить ответственность и принять непопулярные, но необходимые меры по сокращению производства и объявить о введении сокращенной на один день рабочей недели с 1 августа. Данное решение коснется только тех подразделений, у которых нет полной загрузки», — заявили в пресс-службе «КамАЗа».
По итогам первого полугодия 2025 года российский рынок грузовиков полной массой свыше 14 тонн сократился почти на 60%. Среди причин в «КамАЗе» называют, в том числе, денежно-кредитную политику Центробанка, приведшую к невозможности приобретения новой техники в кредит или лизинг. Как следствие, на складах импортеров скопилось более 30 тыс. грузовиков, а у лизинговых компаний — более 10 тыс. машин, которые им вынужденно вернули транспортные и другие компании.
Кроме того, на четырехдневную рабочую неделю в июле перешел «Ликинский автобусный завод» (ЛиАЗ), объяснив это решение падением российского рынка автобусов на 60% в результате сокращения объемов закупок нового транспорта в регионах. В его пресс-службе уточнили, что работа по сокращенному графику позволит адаптировать производство под рынок и сохранить рабочие места. Все дальнейшие решения о графике работы предприятия будет приниматься на ежемесячной основе в зависимости от ситуации с заказами на общественный транспорт, добавили в ЛиАЗе.
Тем временем экс-завод Volkswagen в Калуге, принадлежащий российскому холдингу «АГР», активно готовится к старту серийного производства кроссоверов под брендом Tenet, которые внешне и технически повторяют китайские Chery. Накануне там завершилась подготовка цехов сварки и окраски кузовов будущих автомобилей.