В России утвердили новые правила расчета утильсбора на автомобили: что изменилось
Правительство РФ окончательно утвердило новые правила расчета утильсбора на импортируемые легковые автомобили. Они, как и предложил ранее Минпромторг, вступят в силу на месяц позже изначально запланированной даты — 1 декабря 2025 года, следует из опубликованного постановления кабмина.

Суть новых правил не менялась: базовая ставка утильсбора, как и прежде, будет зависеть от типа и объема двигателя ввозимого автомобиля, но его мощность теперь будет влиять на дополнительный коэффициент, формируемый по прогрессивной шкале. В этом коэффициенте как раз и заключается главное новшество, с которым придется считаться автопродавцам.
Льготные ставки утильсбора для физических лиц сохраняются, но воспользоваться ими с 1 декабря смогут только те граждане, которые ввозят в Россию автомобили мощностью менее 160 л. с. Доля таких машин в импорте, по расчетам Минпромторга, составляет около 80%. В случае ввоза «на себя» машины мощнее 160 л. с. утильсбор придется платить по коммерческой ставке.
Вице-премьер РФ Денис Мантуров накануне отметил, что с помощью утильсбора государство сформировало условия для долгосрочного планирования инвестиционной активности, в том числе за счет утверждения долгосрочной шкалы индексации до 2030 года.
«Что очень важно, мы сформировали для партнеров понятные и прозрачные инвестиционные условия. После того, как всеми доступными средствами была решена первоочередная острая задача по насыщению рынка предложением, мы провели индексацию утильсбора в 2023 году, чем как раз стимулировали пришедших к нам технологических партнеров более предметно рассмотреть возможности локализации в России, – рассказал он, – Еще один из важных результатов — по статусу на сегодняшний день практически все ранее «брошенные» иностранцами площадки перезапущены, обеспечивают рабочие места. Автомобили, которые они выпускают, планомерно занимают освободившиеся с уходом западных брендов ниши. В общей сложности возобновлена полноценная работа 11 из 13 площадок, построенных под выпуск легковых автомобилей. Оставшиеся две должны быть запущены в следующем году», — сказал Денис Мантуров в интервью РИА «Новости».
В Минпромторге также напомнили, что с целью поддержки тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили мощнее 160 л. с. уже после публикации проекта новых правил расчета утильсбора или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке своих машин ранее было принято решение о переносе даты вступления в силу новых правил на один месяц. Они начнут действовать с 1 декабря и не затронут тех, кто оплатил утильсбор на иномарку до их вступления в силу.
Кроме того, в Минпромторге заверили, что благодаря действующим мерам господдержки авторынка новый порядок расчета утильсбора не окажет значительного влияния на цены отечественных автомобилей, в том числе выпускающихся на перезапущенных в России заводах, а также не приведет существенным изменениям для официального импорта со стороны юридических лиц.
Ранее Telegram-канал Baza сообщал, что специалисты по пригону автомобилей из-за границы начали отказывать клиентам и отговаривать их заказывать машины из-за «пустого» рынка и «огромных» пробок как на таможне, так и на паромах. По его информации, парковки и стоянки во Владивостоке забиты машинами, а загруженные паромы ходят по несколько раз в день и подолгу ждут разгрузки.