Можно ли покупать автомобиль после ДТП. Эксперт объяснил все нюансы

Эксперт Крылов разъяснил, можно ли покупать автомобиль после ДТП

Многие боятся покупать автомобиль, который побывал в ДТП, но если он получил лишь легкие повреждения, то на его безопасность и эксплуатацию это не повлияет. На что нужно обращать внимание при покупке такой машины, рассказал «Автоновостям дня» руководитель продукта сервиса «Автотека» Дмитрий Крылов.

Можно ли покупать автомобиль после ДТП. Эксперт объяснил все нюансы
Автомобиль перед кузовным ремонтом

Повреждения без удара по безопасности

Фото Andrey Sayfutdinov / Shutterstock.com

Как показывает статистика «Автотеки», около 20% автомобилей в возрасте до 3 лет попадают в ДТП. При этом наличие незначительных косметических повреждений за несколько лет эксплуатации (например, фары или бампера) можно считать нормой. В таких инцидентах не страдают элементы безопасности и силовая структура, не срабатывают подушки безопасности. Это косвенно указывает, что удар был легким, отметил эксперт.

По его мнению, локальный ремонт «косметики» не должен становиться поводом отказаться от машины. Однако стоит внимательно оценить качество восстановительных работ: например, недобросовестная подготовка детали к покраске может привести к скорой коррозии, и тогда небольшое повреждение в прошлом превратится в более крупную проблему в будущем.

Когда лучше отказаться от авто после ДТП

Покупателю стоит насторожиться, если в истории автомобиля указаны серьезные повреждения: например, изменилась геометрия кузова, пострадала крыша, были замяты стойки, лонжероны и другие силовые элементы. И даже если такие зоны «вытянули», металл уже потерял исходные свойства и жесткость, поэтому в повторном ДТП кузов будет вести себя иначе, предупредил Дмитрий Крылов.

Еще один явный маркер того, когда стоит взвесить все «за» и «против» – сработавшие подушки и шторки безопасности или же другие элементы системы пассивной безопасности. Во-первых, это показатель достаточно серьезного ДТП.

Сработавшая подушка безопасности

Во-вторых, во время осмотра обязательно нужно проверить, не установлены ли вместо средств защиты заглушки – муляжи, похожие на оригинальную деталь. Их нередко используют при восстановлении авто, чтобы скрыть (в том числе из «мозгов» авто) отсутствие подушки безопасности, а на приборной панели не горела соответствующая пиктограмма. При этом в реальной аварии смягчить удар водителя или пассажира о жесткие части салона уже нечему, подчеркнул специалист.

Как оценить автомобиль самостоятельно

Начинать, по словам Крылова, нужно с базового осмотра кузова. Внимательно проверьте зазоры между элементами (например, между дверью и крылом, капотом и передними крыльями) – их несимметричность или неравномерность может указывать на вмешательство в конструкцию.

Осмотрите крепежи: следы откручивания, поврежденные шлицы, нестандартные болты или отсутствие заводских меток – все это признаки демонтажа элементов, что не всегда означает серьезный ремонт, но требует уточнения.

Используйте толщиномер – он поможет выявить ремонтный окрас — то есть нанесенный после производства слой лакокрасочного покрытия, отличающийся по толщине от заводского. Но помните: деталь могли заменить на оригинальную в заводском цвете.

Фото Ivanshadrin / Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Ключ к правильной оценке – сопоставление реального осмотра с изучением отчета с историей автомобиля. В нем хранится информация о ДТП из нескольких источников, включая страховые компании, сервисные центры и ГИБДД. При необходимости можно получить подробное описание каждого повреждения, кликнув на соответствующую отметку на схеме автомобиля в отчете.

Например, по расчетам стоимости ремонта можно увидеть список поврежденных элементов и стоимость их восстановления или замены. Это поможет и в общении с продавцом: например, он может сообщить о легком повреждении крыла и капота, а в отчете указаны данные о ремонте внутренних элементов – значит, удар был серьезнее.

Еще одна важная деталь в отчете – сведения об остальных участниках аварии. Из данных о том, с каким транспортным средством произошло столкновение (например, с легковым автомобилем, внедорожником или грузовиком), можно косвенно оценить силу и характер удара. Сопоставьте тип другого автомобиля и описание в отчете с тем, что вы видите на кузове лично: если, например, после ДТП с грузовиком продавец указывает лишь на небольшие косметические окрасы, возможно, он пытается «отвести взгляд» и скрыть масштаб последствий.

Помимо данных об аварии, в отчете можно изучить и другие важные для полноты картины факты – в том числе, хронологию действий с автомобилем. Например, если после ДТП машину сняли с учета, держали «в тени» несколько месяцев, а затем вновь выставили на продажу с пометкой «идеальное состояние» – это отразится в истории.

Именно так выявляют автомобили, которые формально выглядят как «почти новые», но на самом деле уже ранее продавались, причем по подозрительно низкой цене. Это также может указывать на скрытые повреждения, юридические риски или попытку срочно избавиться от машины, пояснил эксперт.

Резюмируя, Крылов подчеркнул, что покупка автомобиля после ДТП – вполне обычная практика. Главное, понимать, в какой именно аварии он поучаствовал. Так, например, легкие косметические эпизоды без удара по безопасности и геометрии вполне допустимы, а вот повреждения силового каркаса и крыши, сработавшие подушки и долгие паузы в истории – повод насторожиться и подумать дважды.

«Переведите поиск из области “нравится – не нравится” в область факт-чекинга. Сначала изучите отчет о выбранном варианте: карту повреждений, расчеты ремонта, участников столкновений, историю размещений. Это поможет визуализировать ДТП и масштаб проделанных работ. Затем проведите личный осмотр: внимательно оцените зазоры, крепежи, следы демонтажа, маркировку стекол. Видите в отчете замену элементов, скрытую продавцом, – внимательно осмотрите именно их и места их крепления.

Если что-то смущает в хронологии событий или поведении продавца, проверьте свои подозрения с помощью данных из отчета. Он поможет подтвердить или опровергнуть несоответствия, а значит, принять решение, опираясь не на интуицию, а на факты. Когда картина складывается и по документам, и по кузову, и по описанию – перед вами понятный, честный вариант», — заключил руководитель продукта «Автотека» Дмитрий Крылов.

Ранее стало известно, какие китайские автомобили в России реже всего попадают в ДТП. Соответствующее исследование как раз провели эксперты «Автотеки», изучив базу объявлений о продаже китайских машин не старше пяти лет, которые продавались в 2025 году.