Эксперт дал неутешительный прогноз на 2026 год по рынку автомобилей в России: спрос оказался под угрозой
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр в интервью «АвтоВзгляду» заявил, что в 2026 году российский авторынок может столкнуться с затяжным спадом. По его словам, 2025 год прогнозировался как неудачный, но ситуация может ухудшиться.
Хайцеэр напомнил, что стагнация началась с декабря 2024 года, когда продажи автомобилей резко снизились, и в салонах появились нехарактерные ранее скидки — практически у всех брендов, кроме «АвтоВАЗа».
Рост спроса, зафиксированный в октябре и ноябре 2025 года, он связал с изменением расчёта утилизационного сбора, вступившим в силу с 1 декабря. Эксперт отметил, что этот фактор стимулировал покупателей заранее оформить сделки, но не решил структурных проблем рынка.
По его оценке, значительная часть клиентов приобрела автомобили «впрок», из-за чего в 2026 году объёмы продаж могут оказаться ещё ниже, чем предполагалось ранее. Он подчеркнул, что новые правила утильсбора будут действовать до 2030 года, и рынок продолжит адаптироваться к ним.
Также Хайцеэр указал на активное использование схемы параллельного импорта: многие автомобили были завезены в страну заранее, пока условия оставались более выгодными. Это может привести к снижению спроса на ближайшие годы, особенно среди тех, кто планировал покупку с отложенным сроком.
По его словам, уже сейчас фиксируется спад продаж автомобилей отечественного производства. Хайцеэр допустил, что в ближайшее время может усилиться поток машин по параллельному импорту.
Ранее в Reuters назвали рост утильсбора и увеличение НДС факторами, из-за которых продажи новых автомобилей в начале 2026 года могут упасть до почти рекордно низких уровней. Агентство указывало, что октябрьский рост авторынка на 35% может отражать стремление успеть купить машину до новых правил утильсбора, вступающих в силу с 1 декабря.
Источник: АвтоВзгляд