Системы полуавтономного вождения не сделают дороги безопаснее, и вот почему
Системы полуавтономного вождения не сделают движение на дорогах более безопасным. К такому выводу пришли эксперты американского страхового института безопасности дорожного движения (IIHS), пишет портал 110km.ru.
На протяжении нескольких последних лет эксперты IIHS изучали влияние систем полуавтономного вождения на поведение водителей за рулем. В долгосрочном эксперименте приняли участие три десятка водителей, которые на регулярной основе использовали продвинутые комплексы электронных ассистентов Volvo S90 2017 года с Pilot Assist и Tesla Model 3 2020 года с Autopilot. В обоих случаях водители должны были постоянно держать руки на руле, за чем следили специальные датчики, а система подавала звуковой сигнал о необходимости вернуть руки на руль.
В ходе исследования было обнаружено, что со временем водители привыкали к «автопилоту» и все чаще позволяли себе отвлекаться от дороги и заниматься другими делами — например, есть или пить, говорить по телефону или поправлять макияж. При этом многие участники эксперимента изучили алгоритм работы системы оповещения и научились быстро «успокаивать» ее, на несколько секунд возвращая руки на руль.
По словам презента IIHS Дэвида Харки, исследование показало, как люди учатся. Так, если научить их думать, что внимание при использовании полуавтономных систем управления автомобиля означает прикасаться к рулевому колесу каждые несколько секунд, то именно это они и будут делать.
В исследовании все водители адаптировали свое поведение, чтобы заниматься своими делами, вместо того, чтобы следить за дорогой. Именно поэтому, как считает Дэвид Харки, системам частичной автоматизации необходимы более надежные меры безопасности для предотвращения злоупотреблений со стороны пользователей.
Напомним, минувшим летом Яндекс запустил в России испытания беспилотных автомобилей на федеральных трассах «Нева» и «Восток». Подробнее об этом рассказывали «Автоновости дня».