Новые правила техосмотра транспортных средств в РФ вступят в силу с 1 октября 2021 года
Новый порядок техосмотра транспортных средств, который должен был вступить в силу 1 марта 2021 года, во избежание «разного рода накладок» отложен до 1 октября. Такое решение сегодня принял премьер-министр России Михаил Мишустин.
Предполагалось, что уже с понедельника заработает новая версия единой информационной базы ЕАИСТО М от МВД, а все аккредитованные операторы ТО смогут загружать в нее электронные диагностические карты, фотографии и координаты (на момент диагностики) прошедших техосмотр машин.
«Никаких неудобств для граждан быть не должно, — заявил Михаил Мишустин. — В нашей стране миллионы автолюбителей. Сделать все надо по-человечески».
Как будет проходить обновленная процедура техосмотра
Обновленная процедура техосмотра должна сопровождаться фотосъемкой автомобиля и фиксацией его координат. Сами координаты, по новым правилам, не могут быть дальше 150 метров от пункта ТО, а фотографировать каждую машину операторы должны дважды: до и после диагностики. При этом важно, чтобы на снимках были четко видны марка авто, цвет его кузова и госномер.
Кроме того, существенно возрастет ответственность операторов ТО. Например, за выдачу диагностической карты без проверки автомобиля им будет грозить штраф на сумму от 5 до 300 тысяч рублей (в зависимости от того, кто виновник – конкретный сотрудник или юридическое лицо), а за выдачу диагностических карт без аккредитации в РСА – уголовная ответственность за незаконное предпринимательство.
Диагностическая карта, как мы уже сказали, станет электронной, с усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего диагностику автомобиля. Бумажную карту можно будет получить по запросу, но фактически она сможет понадобиться только для выезда машины за границу.
К состоянию проходящих техосмотр автомобилей эксперты на станциях будут относиться даже строже, чем сейчас. Согласно новой редакции федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств…», водитель не пройдет техосмотр, если у его машины подтекает тормозная жидкость, плохо работает стояночный тормоз (особенно на уклоне) или с разным усилием крутится руль. Тот же исход ожидает автомобили с несезонными шинами, треснувшим со стороны водителя лобовым стеклом (при большой трещине), поврежденными ремнями безопасности или вовсе без них, неработающими стеклоочистителями или стеклоомывателями, а также неправильно настроенными либо неработающими фарами.
Как передавать электронную диагностическую карту в страховую
«Сегодня законодательство, которое вступает в силу, не предполагает передачу диагностической карты, потому что абсолютно все страховщики имеют доступ к ЕАИСТО. (в новой редакции ЕАИСТО М). Поэтому клиенту не нужно ничего передавать. Все сведения страховая компания сама может получить в автоматизированной базе. И этого вполне достаточно. С собой ничего возить не надо клиенту, как и подтверждать факт прохождения технического осмотра», — пояснил «Автоновостям дня» гендиректор сети станций техосмотра «ТОПСТО» Геннадий Безносов.
Также эксперт отметил, что доступ к новой базе ЕАИСТО М страховые компании получат сразу после вступления изменений в силу, то есть с 1 октября 2021 года. При этом он рекомендует не ждать и, по возможности, заранее оформить и диагностическую карту (бумажную, старого образца), и полис ОСАГО.
«На сегодняшний день никто объективно не знает, как система будет работать на практике. Ее оттестировали, она функционирует. Но когда к ней подключится вся Россия, неизвестно, как она себя поведет», — предупредили в «ТОПСТО».
Как бы то ни было, непройденный вовремя техосмотр, а, точнее, отсутствие действующей диагностической карты будет наказываться штрафом в размере 2 тысяч рублей, но применять его из-за последствий пандемии начнут только в 2022 году. К тому времени, возможно, усовершенствуют и стационарные дорожные камеры – они за непройденный техосмотр будут штрафовать в автоматическом режиме.