НАМИ разработал требования к алкозамкам

ФГУП НАМИ разработал проект ГОСТа «Автотранспортные средства. Системы контроля состояния водителя», который описывает и уточняет требования к автомобильным алкозамкам, пишет «Коммерсантъ». Эти устройства не позволят автомобилю начать движение, пока водитель не «дыхнет» в алкометр.

НАМИ разработал требования к алкозамкам
Алкотестер. Фото Government of Prince Edward Island Follow

Работа над документом велась с июля 2021 года, когда Минпромторг РФ заключил контракт с НАМИ — институт должен был проанализировать зарубежный опыт применения алкозамков и подготовить предложения по их стандартизации.

В проекте ГОСТа сказано, что алкозамки могут ставиться в качестве штатного или дополнительного оборудования на легковушки, грузовики и автобусы, используемые для коммерческих перевозок. Этот же стандарт будет применяться в случае принудительной установки систем на автомобили граждан, наказанных за пьяное вождение (правда, в законодательстве такой опции пока нет).

Предполагается, что встроенная в алкозамки «мониторинговая система» будет с помощью «бортовых средств коммуникации» через интернет передавать данные автотранспортным предприятиям, региональным органам власти, ГИБДД и другим «внешним потребителям».

Согласно подготовленному НАМИ стандарту, перед проверкой алкометром водитель должен будет подтвердить личность с помощью камеры, а «дыхнуть» он сможет как бесконтактным, так и контактным способом: во втором случае в комплекте с алкозамком должны идти индивидуальные сменные мундштуки.

Минимальный объем выдыхаемого в алкозамок воздуха — 1,2 литра, сама проверка будет занимать не более 15 секунд. При этом должен быть «обеспечен контроль за возможными фальсификациями и имитациями выдоха на этапе отбора пробы воздуха», а также предусмотрена защита от возможной подмены лица в момент проверки личности.

Кроме того, в ГОСТе предусмотрена функция дистанционного отключения алкозамка для разных «экстренных ситуаций» и того, чтобы машина не оставалась обездвиженной, если он вдруг выйдет из строя. Так, если водитель заглушил двигатель (при кратковременной стоянке или с помощью системы «старт-стоп»), у него будет пять минут, чтобы вновь завести его без повторной проверки алкометром.

Напомним, возможность массовой установки алкозамков в автомобили обсуждается в России уже не один год, хотя их использование довольно давно легализовано во многих странах мира, включая США, Канаду, Австралию и Швецию. Считается, что этот прибор не только предотвращает «пьяную езду», но и спасает жизни.

Источник: Коммерсантъ