Когда российское такси станет беспилотным: прогноз эксперта

Эксперт Алексей Тузов рассказал о перспективах беспилотных такси в России

Появление автономных такси в мегаполисах – подобных тому, что в начале июня в Москве запустил Яндекс, станет одним из главных драйверов роста рынка беспилотных автомобилей в мире. С учетом такси и общественного транспорта он уже к 2026 году вырастет до 42 млрд долларов, рассказал «Автоновостям дня» независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.

Беспилотный автомобиль Яндекса. Фото Яндекс

Говоря, в частности, о беспилотных такси, специалист отметил, что у него есть перспективы, однако в настоящий момент для развития данного вида транспорта в регионах РФ нужно решить целый ряд вопросов.

Беспилотный автомобиль Яндекса
Беспилотный автомобиль Яндекса. Фото Яндекс

Первое в России беспилотное такси начало курсировать в 2018 году в наукограде Иннополис в Татарстане. На общедоступных проезжих частях такой транспорт благодаря Яндексу появился только в этом году – в Ясенево, одном из самых больших районов Москвы. Район выбран для пилотного запуска из-за его замкнутой транспортной инфраструктуры, но даже в нем в машине пока присутствует инженер, контролирующий процесс передвижения.

По мнению Тузова, Россия в целом пока не полностью готова к использованию автономного транспорта без инженера в салоне. Расположившись на 22 строчке из 25 между Венгрией и Мексикой, наша страна по объемам использования беспилотного транспорта существенно отстает от всех лидеров рейтинга – Нидерландов, Сингапура и Норвегии.

При этом не все зарубежные страны делают акцент именно на беспилотных такси, отмечает эксперт. В Нидерландах, например, внедряют беспилотные технологии в грузоперевозки, в европейских странах (Финляндия, Греция, Великобритания, Швейцария) – разрабатывают и тестируют автономные автобусы. Похвастаться беспилотным такси могут только несколько стран – Россия, Китай (Пекин, Чунцин и Ухань), США (Сан-Франциско).

Беспилотный автомобиль «Яндекса». Фото Sommthink / Shutterstock.com

По словам эксперта, развитие сегмента беспилотного транспорта в мире тормозят несколько факторов: отсутствие необходимой инфраструктуры в развивающихся странах, страх потребителей воспользоваться услугами беспилотных автомобилей, проблемы создания и поддержки навигационных карт для беспилотных автомобилей, а также высокая стоимость систем и компонентов для обеспечения транспортной инфраструктуры.

«Однако существуют и драйверы роста числа беспилотных такси и других видов транспорта: растущий спрос на функции безопасности и комфорта вождения, рост количества цифровых решений для обеспечения автономности транспортных средств и приложений динамической мобильности», — отметил Алексей Тузов.

Несмотря на то, что Россия, по мнению Тузова, сегодня отстает от лидеров по уровню доступа к новейшим технологиям, качеству дорог и покрытию сетью 4G, она входит в пятерку стран, население которых готово пересесть на беспилотный транспорт. Эту инициативу поддерживает и государство – еще в 2018 году правительство РФ одобрило тестирование беспилотных такси и автомобилей сразу шести компаниям.

В 2023 году разработкой беспилотного транспорта в России занимаются или планируют начать заниматься около 20 компаний, а в мире их еще на порядок больше. По мнению эксперта, это позволяет прогнозировать, что к 2035 году беспилотные автомобили могут составить до 25% от всех продаваемых в мире.

Беспилотный автомобиль «Яндекса». Фото Fifg / Shutterstock.com

Популяризация беспилотного транспорта приведет к тому, что парк личных автомобилей в городах благодаря удобству передвижения в качестве пассажира сократится на 60%, выхлопные газы — на 80%, а аварии на дорогах — на 90% за счет минимизации ошибок автомобилистов из-за человеческого фактора, а также датчиков, установленных на беспилотных авто и дорожной инфраструктуре.

С другой стороны, обострение геополитической ситуации привело не только к технологическому разрыву среди международных разработчиков беспилотного транспорта, но и к снижению покупательской способности населения. А стоимость услуг беспилотного такси – определяющий фактор спроса, уверен специалист.

«Например, сейчас, в рамках тестового периода прокатиться на беспилотном такси в Ясенево можно за 100 рублей (по предварительной записи), однако, уверен, что эта цена не останется фиксированной. В последних исследованиях отмечается, что поездки на автономных такси могут стать на 80% дешевле, чем на традиционных, за счет сокращения расходов на оплату труда водителей», — считает Алексей Тузов.

Между тем, помимо цен на перевозку в беспилотном такси, есть и социальный фактор: большинству россиян сложно принять, что искусственный интеллект может «самостоятельно» ездить, принимая решения о скорости, конкретном маршруте или адекватно реагировать на угрозу. Многие не знают, как работают технологии на базе ИИ, а потому не готовы верить в безопасность ее использования для перемещений.

Впрочем, даже несмотря на то, что тестирование беспилотного такси в будущем планируют развернуть на Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградскую, Владимирскую, Новгородскую, Нижегородскую и Самарскую области, а также Чувашию и Краснодарский край, не все муниципалитеты смогут организовать создание дорожной инфраструктуры для беспилотных такси и транспорта из-за ограниченного финансирования.

«Как минимум, на создание отдельных дорог с правильно нанесенной разметкой, оснащенных технологиями для эффективного взаимодействия беспилотных авто с дорожной инфраструктурой, другим транспортом и пешеходами. Поэтому актуальной на сегодняшний день задачей для разработчиков беспилотного транспорта является создание единого стандарта цифровой модели проезжих частей», — заключил Алексей Тузов.

Ранее стало известно, что почти половина российских автолюбителей не готова к внедрению искусственного интеллекта в свою машину. Это показал свежий опрос страховой компании «АльфаСтрахование», в котором приняли участие более 1,2 тыс. респондентов.

Exit mobile version