Раскрыт ключевой смысл одной из главных систем безопасности автомобиля
Антиблокировочная система тормозов или, по-простому, ABS – один из обязательных атрибутов любого современного автомобиля. Для чего она нужна, рассказала «Фонтанке» мастер спорта по авторалли, призер чемпионата Европы 2001 года, чемпион России 2007 года, тренер высшей категории и руководитель Центра водительских тренингов Илона Накутис.
Если рассматривать этот вопрос с технической точки зрения, то ABS нужна для того, чтобы предотвращать блокировку колес при экстренном торможении или резком нажатии на педаль тормоза.
Блокировка колес и переход их в неконтролируемое скольжение опасны тем, что это может привести к заносу автомобиля, выйти из которого достаточно сложно, так как при скольжении колесо не воспринимает боковые усилия, удерживающие его на траектории движения.
«Антиблокировочная система тормозов обеспечивает разблокирование колес. Она была придумана компанией Bosch в 1963 году, сначала была трехконтурная, а уже позже, к 1970-м годам, стала четырехконтурной — по одному датчику на каждое колесо. Эти датчики позволяют нам уходить от столкновения или препятствия, при этом двигаясь и поворачивая. То есть мы снижаем скорость и отворачиваем от того, от чего хотим уйти. Вот это самый главный эффект системы ABS», — рассказала Илона Накутис.
Эксперт также напомнила, что ABS не сокращает тормозной пути, а те, кто утверждает обратное, ошибаются. Длину тормозного пути автомобиля определяют законы физики, подчеркнула она.
Для наиболее эффективной и правильной работы ABS Накутис советует регулярно следить за давлением в шинах и своевременно очищать наледь с колесных арок, предотвращая тем самым окисление и выход датчиков из строя.
Отметим, что некоторые автомобили — в том числе те, которые официально представлены на российском рынке, до сих пор выпускаются и продаются без ABS. Одним из них является внедорожник УАЗ «Хантер», подорожавший накануне вместе с другими моделями линейки УАЗ на 35 тысяч рублей.