Автопром в РФ может полностью остановиться из-за международной изоляции в 2022 году

Высокой локализации производства, достигнутой российскими автозаводами к 2022 году, оказалось недостаточно. Последствия санкций ЕС и США наглядно показали, что наш автопром очень зависим от зарубежных партнеров, и первые же проблемы с поставками приводят к массовым и бессрочным простоям.

Автопром в РФ может полностью остановиться из-за международной изоляции в 2022 году
Производство Renault Duster. Фото Renault

Как отмечает «Коммерсантъ», по состоянию на 10 марта в России из 14 крупных автопроизводителей работали заводы только четырех: УАЗа, Nissan, калужского «ПСМА Рус» (там выпускаются машины Mitsubishi и Stellantis) и китайского Haval. При этом Nissan уже точно остановит производство с 14 марта, и нет гарантий, что то же самое не сделают остальные.

Проблемы оказались настолько серьезными, что сроки возобновления производства на большинстве заводов просто невозможно предсказать. Исключением являются лишь московская площадка Renault, «АвтоВАЗ» и петербургский «ХММР» (выпускает Hyundai и Kia) надеются вернуться к работе в самое ближайшее время.

Срок продолжения работы сильно зависит от объема склада компонентов или машкомплектов, и, как отмечает один из источников “Ъ”, даже все еще работающие предприятия «могут встать в любой момент». Например, «АвтоВАЗ» возобновит производство 16 марта, но только на двух линиях и только на три дня.

С другой стороны, важно отметить, что никто из зарубежных автокомпаний из России пока не ушел. И ни один иностранный автопроизводитель, работающий на российском рынке, не связывал остановку производства с событиями на Украине. Самым частым поводом уйти в простой становились срывы логистических цепочек и прочие проблемы, связанные с доставкой необходимых компонентов из-за рубежа.

Правда, без других неприятностей тоже не обходится. По словам опрошенных источников из автопрома, довольно сильно по нему сейчас «бьют» не только сложности с логистикой, но и волатильность курса рубля (не считая его резкое падение), закон об обязательной продаже валютной выручки, санкционные ограничения и непосредственно события на Украине. Причем если логистика скоро наладится, то разрешение остального может потребовать и времени, и денег.