В России предложили законодательно запретить дилерам завышать цены и навязывать «допы»
Депутат Госдумы от КПРФ Олег Лебедев предложил законодательно запретить российским дилерам продавать автомобили дороже их рекомендованной розничной цены (РРЦ). Проект подготовленных им поправок в закон «О торговле» размещен в системе обеспечения законодательной деятельности ГД, пишут «Ведомости».
Издание уточняет, что в рамках этого же документа депутат Лебедев предлагает запретить дилерам установку дополнительного оборудования на автомобили до их продажи. По мнению парламентария, это должно исключить случаи навязывания необязательных опций, завышающих итоговую цену.
В пояснительной записке к законопроекту Лебедев напомнил, что в 2021 году рекомендованные розничные цены на автомобили выросли на 18-40%, а в 2022-м – еще на 19%. Дилеры при этом начали навязывать покупателям дополнительные опции, вследствие чего машины с РРЦ в 1 млн рублей стали стоить почти в два раза дороже.
Депутат подчеркнул, что стандартная прибыль дилера уже заложена в определенной производителем рекомендованной розничной цене. Подготовленные им поправки, по его словам, разработаны после многочисленных обращений граждан, столкнувшихся с такими ситуациями.
Эксперты и участники рынка отнеслись к предложениям Лебедева скептически, посчитав ее бессмысленной и несоответствующей текущим рыночным реалиям. В частности, автоэксперт Сергей Удалов отметил, что из-за сокращения «белых» поставок автомобилей в Россию само понятие рекомендованной розничной цены уже неактуально – в лучшем случае такие поправки могут иметь силу только для «АвтоВАЗа» и официальных китайских импортеров.
Даже если поправки будут приняты, рынок найдет способ обойти их, и машины все равно будут продаваться существенно дороже РРЦ, считает руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков.
«Покупатель и продавец сами отрегулируют свои отношения, а внешнее регулирование лишь создаст еще одну прослойку желающих купить по РРЦ дефицитный автомобиль и потом продать его на вторичном рынке подороже», — объяснил Сергей Казачков.
В итоге маржа перейдет к таким предпринимателям, а они, в свою очередь, будет делиться ей с дилерами, чтобы те давали им возможность покупать автомобили в первоочередном порядке, уверен эксперт.
Ранее сообщалось, что российские автодилеры перестали предлагать клиентам дополнительное оборудование при продаже новых автомобилей. Одни из них говорят, что пик подобной практики уже пройден, и цены на автомобили постепенно выравниваются, а другие сетуют на снижение клиентской активности, которая при «накрутке» цен за счет «допов» снизится еще сильнее.
Источник: Ведомости