Российские автодилеры столкнулись с серьезной проблемой. Такого не было со времен пандемии

РБК: на складах дилеров в РФ скопилось рекордное количество новых автомобилей

Российские автодилеры столкнулись с крупнейшим затовариванием своих стоков минимум со времен пандемии, когда обострились проблемы с логистикой, и спрос серьезно превышал предложение. На начало 2025 года на складах дистрибьюторов скопилось около 700 тыс. автомобилей, пишет РБК со ссылкой на источник на рынке.

Российские автодилеры столкнулись с серьезной проблемой. Такого не было со времен пандемии
Автомобили в автосалоне

По словам собеседника издания, этот показатель почти вдвое больше уровня начала 2024 года, когда складские запасы составляли примерно 400 тыс. машин. При этом более половины (примерно 52%) в текущих стоках занимают машины российского производства, на импорт приходится только 48%.

Гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич оценивает текущие дилерские стоки легковых автомобилей примерно на 400-500 тыс. штук, и этого, по его расчетам, должно хватить на четыре-пять месяцев продаж. Сейчас дилеры проводят ревизию своего бизнеса и портфеля марок, чтобы отказаться от самых нерентабельных и заменить их на другие, отметил он.

По словам Терлюкевича, дилеры не будут инвестировать в будущие продажи бренда, который не сможет предложить разумный бизнес-план на ближайший квартал, позволяющий хотя бы выйти «в ноль» и избежать убытков. Также, считает он, будут закрываться те дилерские центры, где послепродажное обслуживание не компенсирует все затраты на содержание здания.

«Как минимум есть очевидные риски закрытия дилерских центров по причине убытков от прямой деятельности. Под закрытием я имею в виду отказ от нерентабельной франшизы. В первую очередь речь про дилеров марок с низкими объемами продажам и высокими издержками», — добавил Андрей Терлюкевич.

В свою очередь, замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев отметил, что обанкротиться и закрыться также могут небольшие дилерские компании, у которых нет своих разветвленных сетей автосалонов. По его словам, такие дилеры, как правило, не имеют возможности «балансировать» между брендами, когда у некоторых из них дела идут «то хорошо, то плохо».

Помочь решить проблему с затовариванием дилеры попросили Минпромторг, обратившись к нему с просьбой урегулировать наплыв китайских брендов и донастроить прогнозирование рынка в части спроса на автомобили.

«Мы уже прибегли к помощи нашего профильного министерства, к Минпромторгу, ведем переговоры, потому что на уровне законодательства нет никакого регулятора, который мог бы спрогнозировать рынок. Процесс переговоров непростой, но наше профильное министерство нас в этом поддерживает и готово нам помогать», — сообщила первый заместитель гендиректора «Рольф» Светлана Виноградова.

Тем временем в России стремительно растут продажи новых автомобилей на маркетплейсах. По данным AdTech-компании First Data, по итогам четвертого квартала 2024 года они подскочили в годовом выражении сразу на 726%: с октября 2023 года по январь 2025-го россияне купили таким способом около 1,9 тыс. машин на сумму 3,9 млрд рублей.