До 10 млн рублей за машину: в России могут ввести «запретительный» утильсбор на автомобили
Ввозить в Россию мощные и дорогие иномарки станет еще сложнее. Причина — в возможном введении с 1 ноября новой схемы расчета утильсбора, в которой будет учитываться не только объем двигателя автомобиля, но и его мощность. Соответствующий проект постановления правительства уже разработал Минпромторг.

По мнению министерства, необходимость в этих изменениях назрела из-за растущего спроса на машины с «малообъемными» моторами, а также электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчет утильсбора, основанный только на объеме двигателя, теряет актуальность, считают в ведомстве.
«Чтобы снизить вероятность некорректных расчетов, Минпромторг России предлагает ввести дополнительные показатели для легковых автомобилей (категория М1). Согласно предлагаемым изменениям, базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность двигателя будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале», — пояснили в пресс-службе Минпромторга.
Утильсбор по льготным ставкам сегодня платят импортеры-физические лица, которые ввозят не более одного автомобиля в год с условием сохранения его в собственности в течение последующих 12 месяцев после покупки. При этом объем двигателя ввозимого авто должен быть не более трех литров. В таком случае для новой машины утильсбор составляет 3,4 тыс. рублей, а для подержанной старше трех лет — 5,2 тыс. рублей.
Согласно тому же новому постановлению правительства, льготный утильсбор для граждан будет сохранен, но появятся дополнительные ограничения. Суть в том, что актуален он будет только для тех, кто ввозит в Россию самые востребованные, по версии Минпромторга, автомобили с моторами мощностью до 160 л. с.
«В случае утверждения предлагаемых изменений они вступят в силу с 1 ноября 2025 года и не отразятся на автолюбителях, которые уже оплатили утильсбор на иномарку по действующим правилам до вступления в силу новой нормы, — подчеркнули в Минпромторге.
Впрочем, самое «страшное» для российских автолюбителей заключается как раз в новой схеме расчета утильсбора, где с 1 ноября может появиться мощность двигателя. Это приведет к тому, что условный Geely Monjaro с 2,0-литровым 238-сильным мотором, за который «льготник» сейчас платит 3,4 тыс. рублей или 5,2 тыс. рублей, потребует оплаты «полноценного» утильсбора в размере 952 тыс. рублей уже с 1 ноября, 1,142 млн рублей — с 1 января 2026 года и 1,673 млн рублей — к 2030 году. Таком образом, даже для физлиц утильсбор на эту или близкую по характеристикам модель вырастет в 280, 335 и 492 раза соответственно.
На электромобили и последовательные гибриды рост утильсбора окажется еще более существенным. У них, как уточнили в Минпромторге в расчет берется максимальная 30-минутная мощность электродвигателей, которая указывается в ПТС. При этом, исходя из проекта постановления правительства, для таких моделей льготы ограничены на уровне 80 л. с.
Как следствие, на популярный гибридный кроссовер Lixiang L7 ставки уже с ноября составят 1,828 млн рублей, 2,194 млн рублей с января 2026 года и 3,212 млн рублей с января 2030 года. Иначе говоря, по сравнению с нынешним уровнем (3,4 тыс. рублей) утильсбор на эту модель для физлиц увеличится в 537, 645 и 945 раз соответственно.
Еще более впечатляющим в денежном выражении окажется рост ставок утильсбора на самые мощные автомобили с объемными моторами наподобие спортивных BMW, Lamborghini и Porsche либо люксовых Rolls-Royce, Bentley и Cadillac. Для них он увеличится с нынешних 2,153 млн (новые) и 3,297 млн рублей (старше трех лет) до 6,708 млн и 10,081 млн рублей соответственно.
Ранее в России снова предложили отменить транспортный налог. Своим мнением насчет альтернативы этому сбору высказал депутат Госдумы, председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
Источник: Известия