Голосовой помощник с ИИ, адаптация к морозам и защита от коррозии: в России появится новый отечественный автомобиль
В Визит-центре «КамАЗа» в Набережных Челнах состоялась презентация проекта российского электромобиля «Атом». Разработчики назвали его «автомобилем-гаджетом», который создан с учетом особенностей климата в России и менталитета граждан нашей страны, сообщили в пресс-службе автогиганта.

«В автомобиле реализован ряд идей проекта «КАМА-1», которым в своё время занимался Научно-технический центр «КамАЗа»: встроенный в рулевое колесо экран, задние двери, открывающиеся не вперёд, а в обратную сторону. Машина оригинальная, с рядом технических решений, которых нет в этом классе авто, – отметил главный конструктор инновационных автомобилей «КамАЗа» Сергей Назаренко.
Из интересного в «Атоме» — размещенный на руле сенсорный дисплей, проекция на лобовое стекло с показателями скорости, одометром и прочими данными, встроенный голосовой помощник, отсутствие центральной стойки кузова и связь с фирменным мобильным приложением, с помощью которого можно открывать двери и управлять рядом других функций автомобиля.
Одного заряда аккумулятора «Атома» достаточно, чтобы проехать до 500 километров, а при 20 градусах мороза его хватает на внушительные 350 километров.
«Аккумулятор заряжается за полчаса. Еще одна особенность этой машины – манёвренность: если другим электрокарам требуется два-три движения, чтобы развернуться, то „Атому“ – лишь одно, что важно в условиях города», — подчеркнули в пресс-службе «КамАЗа».
С помощью встроенного в «Атом» голосового ассистента можно будет голосом управлять климат-контролем, регулировкой дверей и окон, а также настраивать руль, зеркала, сиденья и освещение. Благодаря поддержке нейросетей он сможет не просто помогать в дороге, но и учитывать личные предпочтения владельца — например, предлагать интересные места на маршруте: уютные кафе с отличными отзывами, достопримечательности и другие любопытные локации.
Предсерийная сборка прототипов «Атома» стартовала в начале 2025 года. По словам разработчиков, увидеть автомобили на дорогах можно будет уже весной 2026-го. Выпускать модель планируется в трех модификациях: для частного пользования, такси и каршеринга. Сервисные центры разместятся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Набережных Челнах и еще в 8-10 городах России. Также будет открыто несколько складов запчастей и комплектующих.
Ранее разработчики заявляли, что при создании электромобиля особое внимание уделялось его адаптации к российским городским условиям эксплуатации, подразумевающих, в том числе, резкие смены климата и воздействие на кузов агрессивных противогололедных реагентов. Гарантия на сквозную коррозию кузова «Атома» составит 8 лет или 200 000 км, а на лакокрасочное покрытие (ЛКП) — 5 лет или 200 000 км пробега.
Производство «Атома» сначала наладят на московском заводе «Москвич», а затем его выпуск начнется в Китае на мощностях местной корпорации XY Group. Как заявил в сентябре глава Минпромторга Антон Алиханов, старт серийной сборки электромобиля намечен на конец нынешнего года, а в продажу новинка он уже в 2026-м.