«Открытие Авто»: продавцы трехлетних автомобилей не спешат снижать цены

Несмотря на последовательную коррекцию цен на вторичном рынке в мае и июне, во втором квартале не нашлось ни одного автомобиля, который стал бы стоить дешевле относительно первого квартала 2022 года. Об этом сообщили «Автоновостям дня» в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»)

«Открытие Авто»: продавцы трехлетних автомобилей не спешат снижать цены
Автомобили Mazda. Фото Obi — @pixel6propix / Unsplash

По наиболее ликвидным «трехлеткам» рост цен во втором квартале составил от 8 до 22%, а с начала года эти машины и вовсе подорожали на 35-67%. Наименьшими «аппетитами» в апреле-июне отличались продавцы корейских автомобилей с пробегом, а больше других пытались заработать те, кто владел исчезающими с отечественного рынка «японцами» и «немцами» премиум-класса.

Автомобили
Авторынок. Фото Laitr Keiows

По планам авторитейлеров, озвученным еще до февраля-месяца, доля продаж подержанных автомобилей через официальных дилеров могла вырасти до 30% лишь к концу 2023 года, а в выручке это направление редко у кого занимало к тому моменту 30-35%.

Тем не менее, уже весной многим игрокам рынка стало понятно, что машины с пробегом становятся основным источником дохода. Этот факт существенно увеличил конкуренцию на рынке подержанных автомобилей в последние полгода, и теоретически мог бы привести к снижению цен, однако по факту этот принцип сработал не везде.

В апреле во многих сегментах б/у машин цены продолжали расти на волне мартовского ажиотажа, а в мае-июне, когда уже было понятно, что обороты «пробежного» рынка заметно падают, цены преимущественно снижались в сегменте автомобилей 5-7 лет и старше, тогда как по трехлетним авто тенденция была иной.

Многие дилеры предпочитали увеличивать средние сроки оборачиваемости подобных ликвидных машин с пробегом с прежних 30-40 дней до двух-трех месяцев, но продолжать держать высокие цены. В свою очередь, перекупщики, получившие автомобили на волне высоких цен,  вообще уходили из этого бизнеса или предпочитали также сохранять деньги в «железе» до стабилизации ситуации. И, наконец, частные автовладельцы, не успевшие продать свои машины на волне высоких цен марта—апреля, в мае-июне продолжали ждать «лучшей погоды» на рынке.

Так или иначе, в самом ликвидном сегменте подержанных автомобилей до трех лет во втором квартале не произошло снижения цен — более того, в апреле-июне они продолжали расти. Больше других (22%) прибавил BMW X5 – до 11,3 миллиона рублей. Баварская «трешка» подорожала немногим меньше – на 19,5%, до 5,2 миллиона рублей. Между ними на пьедестале расположилась Toyota RAV-4 (4,1 миллиона, +21,5%).

BMW X5
BMW X5. Фото BMW

В десятку моделей, которые дорожали сильнее других, попали в основном «японцы» и «немцы». Среди них  — Mazda СХ-5 (+17,6%), два Nissan – Qashqai (+16,6%) и X-Trail (+13,9) Toyota Camry (+14,9%) и BMW 5 (+13,2%). На удивление отстает от соотечественницы лишь Mercedes-Benz E (+10,7%). А замкнул топ-10 самый популярный корейский кроссовер Hyundai Creta (+13%).

Из российских моделей в список попала только LADA Vesta (1,25 миллиона, +12,8%). В возрасте до трех лет ее стараются продавать всего на 100-120 тысяч дешевле, чем просят за новую. Ее конкуренты по классу – Skoda Rapid (+10,6%), Kia Rio (+9,5%) и Hyundai Solaris (+8,2%) —  все еще отпугивают на вторичном рынке ценниками, которые выше, чем РРЦ на новые машины тех же моделей. И наконец, в топ-20 нашли себя также Kia Sportage и Sorento, Renault Kaptur, Volkswagen Tiguan и Hyundai Tucson. Они оказались дороже на 9-13% по сравнению с первым кварталом 2022 года.

В конце июня — начале июля на рынке можно наблюдать, что застоявшиеся на складах дорогие, в основном премиальные, автомобили все же начинали продавать на 10-15% дешевле. Но эти процессы кратковременны и скорее напоминали распродажу ради высвобождения оборотных средств, чем устойчивую тенденцию.

В целом на сегодняшнем рынке автомобилей с пробегом экземпляры до трех лет будут становиться все большей редкостью, поэтому за ними будут особенно активно охотиться и дилеры, и перекупщики. По этой причине сколько-нибудь значимого снижения цен (кроме того, что носит случайный характер) в этом сегменте можно не ждать, уверены аналитики.