Озвучены перспективы и риски поставок автомобилей из Ирана в Россию
То, что Иран хочет работать с Россией и помогать россиянам не только с автомобилями, но и с запчастями, уже подтвердили и с российской, и с иранской стороны. Сначала об этом заявили в Минпромторге, а теперь свои намерения конкретизировали в Ассоциации производства запчастей Исламской республики. Готов ли российский авторынок к иранской экспансии, рассказали «Автоновостям дня» в группе компаний «АвтоСпецЦентр».
Прежде всего, там напомнили, что иранские автомобили уже продавались на российском рынке в 2006—2009 годах. За три года иранскому бренду Iran Khodro удалось реализовать около 12 тысяч авто, но поставки были остановлены из-за введения экономических санкций против Ирана. После ужесточения ограничений в финансовом и энергетическом секторах иранское правительство снизило объемы внешней торговли, в том числе и с Россией.
Сегодня, в условиях меняющейся геополитической ситуации, иранский автопроизводитель планирует вернуться на российский рынок. Компактный седан Iran Khodro Tara, спроектированный на платформе французского концерна PSA Peugeot Citroen, можно будет купить в России уже в начале 2023 года. За счет удлиненного кузова и широкой колесной базы более 2,5 м автомобиль будет просторнее, чем Kia Rio и Hyundai Solaris.
Модель также оснащена атмосферным двигателем 1,6 л мощностью 113 л.с. и классической коробкой автомат. Кроме того, специально для российского рынка производитель обещает добавить несколько премиум-опций, включая спортивную выхлопную систему, камеру заднего вида, сенсорный дисплей и штатный видеорегистратор, что, по мнению представителей ГК «АвтоСпецЦентр», может вывести Iran Khodro Tara в лидеры продаж среди бюджетных седанов.
На той же платформе построена и другая новинка Iran Khodro – кроссовер Rira, внешне похожий на Hyundai Santa Fe. Массовое производство этой модели в Иране планируется в 2023 году. Rira будет оснащен передним приводом, атмосферным или турбированным двигателем (в зависимости от комплектации) и шестиступенчатой АКПП. На данный момент кроссовер позиционируется как роскошный автомобиль, не имеющий аналогов на иранском рынке. В список оборудования входят виртуальная приборная панель, климат-контроль, большой экран мультимедиа, стеклянная крыша, датчики света и дождя, индукционная зарядка для гаджетов и другие современные опции.
Среди моделей из Ирана, которые в ближайшие годы могут появиться в нашей стране, ожидается и новый кроссовер К112, разработанный Iran Khodro совместно с другим иранским брендом SAIPA. Кроме того, марка SAIPA планирует поставлять на территорию России седан Shahin, который производится с использованием лицензионной платформы японской Toyota Yaris, а также компактную версию кроссовера Quik на аналогичной базе.
Что касается стоимости иранских авто, то она, скорее всего, будет не такая бюджетная, как, например, у автомобилей отечественного производства. Хотя в пересчете на российскую валюту кроссовера Rira стоит в Иране около 900 000 рублей, из-за НДС, утилизационного сбора и акцизов, уплачиваемых юридическими лицами на таможне, у нас он точно обойдется дороже.
По подсчетам специалистов ГК «АвтоСпецЦентр», с учетом таможенного сбора и регистрации ТС стоимость седана Shahin может составить около 1 200 000 рублей. Однако если иранские автопроизводители решат локализовать производство в России, они смогут получить государственную поддержку и соответствующие компенсации, что позволит сократить конечную стоимость автомобилей.
При этом даже с учетом разницы в цене иномарки из Ирана могут стать привлекательной альтернативой отечественному автопрому за счет высокой технической оснащенности. Например, Iran Khodro Tara длиннее LADA Vesta, Kia Rio и Skoda Rapid, оснащен атмосферным двигателем объемом 1,6 л (113 л.с. и 144 Нм), 6-ступенчатой МКПП или АКПП, круиз-контролем, четырьмя подушками безопасности и мультимедийной системой. В ноябре 2023 года к перечню оснащения могут добавиться такие опции, как датчик открывания багажника под бампером, подогрев передних сидений и подлокотник на заднем ряду. Учитывая, что стоимость бюджетных российских моделей, при гораздо меньшем оснащении, составляет около 1 000 000 рублей, иранский автомобиль за 1 200 000 рублей кажется привлекательнее.
Однако пока возможности локализации сборки или производства иранских автомобилей в России остаются под вопросом. В связи с чем возникают опасения по поводу поставок запчастей и доступности обслуживания – как гарантийного, так и после завершения срока гарантии. Например, китайские автопроизводители, имея широкую дилерскую сеть в России, уже наладили цепочки поставок комплектующих на регулярной основе. Иранским автоконцернам это только предстоит, но в условиях санкций в отношении обеих стран это точно потребует больше времени.
«Если автомобили Iran Khodro и SAIPA будут конкурировать с китайскими производителями по цене и качеству, у Ирана есть хорошие шансы занять долю на российском рынке, – считает Владимир Желобов, директор департамента автомобилей с пробегом ГК АвтоСпецЦентр.
Он добавил, что к сотрудничеству с Ираном сейчас открыты многие российские автозаводы, способные выпускать автомобили по полному технологическому циклу. Так что если иранцы все же решатся создать свое производство в России, то в перспективе они вполне могут стать для россиян доступной заменой ушедшим из страны маркам, заключил эксперт.