Озвучены перспективы и риски поставок автомобилей из Ирана в Россию

То, что Иран хочет работать с Россией и помогать россиянам не только с автомобилями, но и с запчастями, уже подтвердили и с российской, и с иранской стороны. Сначала об этом заявили в Минпромторге, а теперь свои намерения конкретизировали в Ассоциации производства запчастей Исламской республики. Готов ли российский авторынок к иранской экспансии, рассказали «Автоновостям дня» в группе компаний «АвтоСпецЦентр».

Озвучены перспективы и риски поставок автомобилей из Ирана в Россию
Iran Khodro Samand. Фото Iran Khodro

Прежде всего, там напомнили, что иранские автомобили уже продавались на российском рынке в 2006—2009 годах. За три года иранскому бренду Iran Khodro удалось реализовать около 12 тысяч авто, но поставки были остановлены из-за введения экономических санкций против Ирана. После ужесточения ограничений в финансовом и энергетическом секторах иранское правительство снизило объемы внешней торговли, в том числе и с Россией.

Производство Iran Khodro
Производство Iran Khodro. Фото Hamed Malekpour / Tasnim News Agency (CC BY 4.0)

Сегодня, в условиях меняющейся геополитической ситуации, иранский автопроизводитель планирует вернуться на российский рынок. Компактный седан Iran Khodro Tara, спроектированный на платформе французского концерна PSA Peugeot Citroen, можно будет купить в России уже в начале 2023 года. За счет удлиненного кузова и широкой колесной базы более 2,5 м автомобиль будет просторнее, чем Kia Rio и Hyundai Solaris.

Модель также оснащена атмосферным двигателем 1,6 л мощностью 113 л.с. и классической коробкой автомат. Кроме того, специально для российского рынка производитель обещает добавить несколько премиум-опций, включая спортивную выхлопную систему, камеру заднего вида, сенсорный дисплей и штатный видеорегистратор, что, по мнению представителей ГК «АвтоСпецЦентр», может вывести Iran Khodro Tara в лидеры продаж среди бюджетных седанов.

На той же платформе построена и другая новинка Iran Khodro – кроссовер Rira, внешне похожий на Hyundai Santa Fe. Массовое производство этой модели в Иране планируется в 2023 году. Rira будет оснащен передним приводом, атмосферным или турбированным двигателем (в зависимости от комплектации) и шестиступенчатой АКПП. На данный момент кроссовер позиционируется как роскошный автомобиль, не имеющий аналогов на иранском рынке. В список оборудования входят виртуальная приборная панель, климат-контроль, большой экран мультимедиа, стеклянная крыша, датчики света и дождя, индукционная зарядка для гаджетов и другие современные опции.

Среди моделей из Ирана, которые в ближайшие годы могут появиться в нашей стране, ожидается и новый кроссовер К112, разработанный Iran Khodro совместно с другим иранским брендом SAIPA. Кроме того, марка SAIPA планирует поставлять на территорию России седан Shahin, который производится с использованием лицензионной платформы японской Toyota Yaris, а также компактную версию кроссовера Quik на аналогичной базе.

SAIPA Shahin
SAIPA Shahin. Фото Mehdi Marizad (CC BY 4.0)

Что касается стоимости иранских авто, то она, скорее всего, будет не такая бюджетная, как, например, у автомобилей отечественного производства. Хотя в пересчете на российскую валюту кроссовера Rira стоит в Иране около 900 000 рублей, из-за НДС, утилизационного сбора и акцизов, уплачиваемых юридическими лицами на таможне, у нас он точно обойдется дороже.

По подсчетам специалистов ГК «АвтоСпецЦентр», с учетом таможенного сбора и регистрации ТС стоимость седана Shahin может составить около 1 200 000 рублей.  Однако если иранские автопроизводители решат локализовать производство в России, они смогут получить государственную поддержку и соответствующие компенсации, что позволит сократить конечную стоимость автомобилей.

При этом даже с учетом разницы в цене иномарки из Ирана могут стать привлекательной альтернативой отечественному автопрому за счет высокой технической оснащенности. Например, Iran Khodro Tara длиннее LADA Vesta, Kia Rio и Skoda Rapid, оснащен атмосферным двигателем объемом 1,6 л (113 л.с. и 144 Нм), 6-ступенчатой МКПП или АКПП, круиз-контролем, четырьмя подушками безопасности и мультимедийной системой. В ноябре 2023 года к перечню оснащения могут добавиться такие опции, как датчик открывания багажника под бампером, подогрев передних сидений и подлокотник на заднем ряду. Учитывая, что стоимость бюджетных российских моделей, при гораздо меньшем оснащении, составляет около 1 000 000 рублей, иранский автомобиль за 1 200 000 рублей кажется привлекательнее.

Однако пока возможности локализации сборки или производства иранских автомобилей в России остаются под вопросом. В связи с чем возникают опасения по поводу поставок запчастей и доступности обслуживания – как гарантийного, так и после завершения срока гарантии. Например, китайские автопроизводители, имея широкую дилерскую сеть в России, уже наладили цепочки поставок комплектующих на регулярной основе. Иранским автоконцернам это только предстоит, но в условиях санкций в отношении обеих стран это точно потребует больше времени.

«Если автомобили Iran Khodro и SAIPA будут конкурировать с китайскими производителями по цене и качеству, у Ирана есть хорошие шансы занять долю на российском рынке, – считает Владимир Желобов, директор департамента автомобилей с пробегом ГК АвтоСпецЦентр.

Он добавил, что к сотрудничеству с Ираном сейчас открыты многие российские автозаводы, способные выпускать автомобили по полному технологическому циклу. Так что если иранцы все же решатся создать свое производство в России, то в перспективе они вполне могут стать для россиян доступной заменой ушедшим из страны маркам, заключил эксперт.