«Зикр» и «Лисян» под угрозой. Названы популярные иномарки, по которым сильнее всего «ударит» новый утильсбор

«Автостат»: названы иномарки, которым грозит снижение спроса из-за утильсбора

Особенно чувствительными к возможному изменению правил начисления утильсбора можно назвать те марки, где присутствуют гибридные автомобили — Lixiang, Aito, Wey, Exlantix и Zeekr. Таким мнением поделился с «Автостатом» гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

«Зикр» и «Лисян» под угрозой. Названы популярные иномарки, по которым сильнее всего «ударит» новый утильсбор
Автовоз

«По альтернативному импорту удар будет ощутимый: экономика сделки для физлиц по автомобилям мощностью 160+ л. с. становится непривлекательной. «Живыми» останутся автомобили до 160 л. с. – их это не заденет. А вот по остальным, в случае принятия норм в текущем виде, мы увидим провал спроса», — считает сооснователь LikeAvto Никита Шелехов.

Сильнее всего, по его словам, новый порядок расчета утильсбора «ударит» по самым популярным моделям параллельного импорта: Geely Monjaro, Zeekr, Li Auto, BMW, Toyota и Mercedes-Benz. Воспользоваться этим должны как официально представленные на российском рынке бренды, так и те дилеры, у которых до сих пор не распроданы склады автомобилей, завезенных в конце прошлого года «по старому курсу».

В свою очередь, директор департамента продаж новых автомобилей дилерской компании «Рольф» Николай Иванов считает, что определенное снижение российского авторынка после вступления в силу новых нормально возможно, но связано это будет, прежде всего, с уменьшением объемов импорта некоторых моделей — в основном гибридов и электрокаров вроде Zeekr и Lixiang.

При этом полного исчезновения отдельных моделей с рынка ждать не стоит, уверен эксперт. Новые правила расчета утильсбора могут привести лишь к сокращению спроса и продаж, но из-за небольшой доли «зеленых» машин в них (около 4%) чувствительным это не будет.

«Если же говорить про автомобили с ДВС, то просто приведу пример. На BMW X5 цена вырастет на 250 тыс. рублей, конечно, это не скажется на спросе. Около 150 тыс. рублей прибавит в стоимости Toyota Highlander. Такая разница в цене, безусловно, не выбьет модели с рынка, спрос останется на таком же уровне. И подчеркну, что многие бренды, такие как Chery, Omoda, Jaecoo, локализовали свое производство. Другие бренды активно в эту сторону смотрят. Я говорю о Geely, Changan, Tank. Все прекрасно понимают, что локализация – это выгодный шаг для всех участников рынка», — заключил Николай Иванов.

По мнению главы «Рольфа» Светланы Виноградовой, возможное изменение схемы расчета утильсбора затронет лишь 10% рынка, поскольку большинство брендов уже локализовали производство в России. Исключением, по ее словам, является лишь Geely, которая тоже будет искать возможности для локализации.

Сильнее всего, считает Виноградова, изменения повлияют на тех, кто оформлял машины на физлиц и создавал «недобросовестную конкуренцию», а также электромобили и гибриды, общая рыночная доля которых в России сейчас составляет около 5%. В качестве примера она привела популярный у россиян Zeekr 001, стоимость которого вырастет более чем на 1,5 млн рублей.

«Если обратиться к цифрам и вообще посмотреть на наш бизнес изнутри, то какие факторы больше всего влияют на изменение спроса, на изменение цены автомобиля? Утильсбор точно не будет возглавлять эту турнирную таблицу», — приводит слова Светланы Виноградовой «Прайм».

Наконец, автоэксперт Ян Хайцеэр считает, что планируемые изменения в схеме расчета утильсбора приведут к подорожанию машин в среднем на 10-15%. Это чревато тем, что автопарк будет стареть, поскольку «люди будут еще больше тянуть время жизнедеятельности своего авто», полагает он.

В целом, по мнению специалиста, рост утильсбора – нецелесообразная мера, в том числе и с точки зрения стимулирования спроса и прогрессивного развития отечественного автопрома.

«Я думаю, что повышение утилизационного сбора, может быть, и не надо было делать. <...> Многие люди купили, в общем, в целом, недорогие автомобили. Для них повышение на несколько сот тысяч их платежа – это весьма критично. Просто нет этих денег, как вариант. Может быть, придется брать кредит. А кто-то говорит, что бросит на таможне [машину] и забирать не будет, потому что нет средств доплатить», – сказал Ян Хайцеэр.

Напомним, схема расчета утильсбора на автомобили может измениться в России с 1 ноября текущего года — в нее предлагается добавить дополнительный коэффициент, зависящий от мощности двигателя ввозимого авто. По версии Минпромторга, необходимость его введения продиктована растущим спросом на машины с «малообъемными» моторами, а также электромобили и последовательные гибриды.

Льготный утильсбор для граждан (физических лиц) будет сохранен, но актуален он будет только для тех, кто ввозит в Россию самые востребованные автомобили с моторами мощностью менее 160 л. с. Его размер по-прежнему составит 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за машину старше трех лет.

Глава Минпромторга Антон Алиханов ранее заявил, что предлагаемое введение в схему расчета утильсбора дополнительного коэффициента мощности двигателя не повлияет на доступность самых массовых в России машин.