Продажи новых машин в РФ падают 7 месяцев подряд
Крутое «пике», из которого российский авторынок не выходит уже семь месяцев подряд, может продолжиться. Как отмечает «Московский комсомолец», из-за беспрецедентного роста цен продажи персональных «железных коней» падают буквально на глазах.
В конце концов, все пришло к тому, что личный автомобиль в России вновь меняет свой статус, превращаясь из банального средства передвижения в предмет роскоши. Средневзвешенная стоимость новой машины уже превысила 2 млн рублей, а средний размер выданного автокредита, по оценке БКИ «Эквифакс», вырос на 30%, достигнув 1,2 млн рублей.
Иными словами, получается так, что темпы роста цен вдвое и где-то даже втрое обгоняют инфляцию: по итогам 2021 года новая легковушка в России подорожала на 20%, а с учетом небывалых дилерских накруток цены и вовсе подскочили на 35-40%, говорили эксперты.
Как заявил «МК» начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин, темпы подорожания автомобилей значительно опережают рост реальных располагаемых доходов россиян. Вместе с тем сказывается увеличение сроков поставок новых машин, вызванное всплесками заболеваемости «омикроном» на автозаводах и глобальным дефицитом полупроводников.
По мнению многих экспертов, именно нехватка чипов стала еще одним фактором, приведшим к столь сильному подорожанию автомобилей. Как отмечали в Boston Consulting Group, эта проблема возникла еще до пандемии коронавируса. Впоследствии ее осложнил целый ряд факторов, среди которых высокий спрос на чипы со стороны производителей бытовой электроники, влияние неблагоприятных погодных условий на логистику (например, ледяной шторм в Техасе) и разного рода форс-мажоры вроде пожара на заводе чипов Renesas в Японии. В конечном счете нехватка чипов привела к тому, что за весь 2021 год автозаводы недовыпустили около 9 млн автомобилей.
Выдачи автокредитов тем временем бьют все рекорды, и, как говорят аналитики, в первой половине 2022 года они продолжат расти.
«Если есть возможность взять кредит на машину, почему бы этим не воспользоваться. Существуют льготные программы для приобретения автомобиля. Если рост цен продолжится в будущем, то автомобиль, купленный сейчас, несомненно, выйдет намного дешевле – даже с учетом начисленных банком процентов», — полагает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
По статистике ВТБ, регионами-лидерами по объему выданных автокредитов по итогам прошлого года стали Москва и Московская область (31 млрд рублей), Санкт-Петербург и Ленинградская область (11,2 млрд рублей), а также Краснодарский край (5,1 млрд рублей) и Республика Татарстан (3,9 млрд). В топ-5 самых популярных марок, машины которых чаще всего покупали в кредит, вошли LADA, Kia, Hyundai, Volkswagen и Skoda.