Новые большие штрафы и другие изменения: что ждет российских водителей с 1 июля
Июль 2025 года принесет массу законодательных изменений, касающихся разных категорий автомобилистов. Некоторые из них вступают в силу уже сегодня, а еще несколько обретут актуальность только в течение месяца, узнали «Автоновости дня».

Контроль наличия ОСАГО

С сегодняшнего дня в России заработает эксперимент, в рамках которого водителям в пилотном режиме начнут отправлять предупреждения об отсутствии полисов ОСАГО. Выявляться это нарушение будет автоматически с помощью дорожных камер фото- и видеофиксации. Завершение эксперимента намечено на конец года, а уже с 1 января 2026-го камеры начнут рассылать реальные штрафы.
Увеличение лимита выплаты по европротоколу

С 1 июля также вступают в силу поправки в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который повысит размер максимального страхового возмещения в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (по европротоколу) и наличии разногласий по вопросу виновности в аварии со 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Такая выплата будет доступна только при условии, что водители-участники ДТП сняли место аварии и повреждения автомобилей на фото и видео. При отсутствии фото- и видеофиксации пострадавший водитель сможет рассчитывать лишь на минимальную компенсацию в пределах 100 тыс. рублей.
При отсутствии разногласий и фотофиксации лимит максимально возможного страхового возмещения по европротоколу в рамках ОСАГО остается прежним — 400 тыс. рублей.
Невозможность взять автокредит должникам

С 1 июля Центробанк вводит для банков с универсальной лицензией (имеют капитал от 1 млрд рублей) и микрофинансовых организаций количественные лимиты на автокредиты и потребкредиты под залог автомобиля. Это макропруденциальные лимиты, благодаря которым банки смогут чаще отказывать в выдаче займов клиентам с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН).
Теперь для займов с высоким ПДН (от 50 до 80% дохода) будет действовать лимит — не более 20% от общего объема выдач. Доля автокредитов с ПДН более 80% не должна превышать 5%.
Новые штрафы

Ориентировочно в середине июля, в случае одобрения закона Советом Федерации и подписания его президентом, штраф за отказ остановить автомобиль по требованию сотрудника Госавтоинспекции вырастет в 12 раз: с нынешних 500-800 рублей до 7-10 тыс. рублей.
Соответствующие поправки будут внесены в ст. 12.25 КоАП РФ, согласно которым владельцев грузовиков отныне смогут штрафовать на сумму до 600 тыс. рублей за отказ или уклонение от прохождения весового и габаритного контроля. То же самое будет грозить и в том случае, если водитель грузового автомобиля проигнорирует требования полиции или должностных лиц об остановке в пункте транспортного контроля.
Вместе с тем вводятся взыскания за нарушение порядка, способов или сроков размещения информации в системе выдачи спецразрешений для тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. В случае нарушения водителям будут начислять штраф в размере 3-5 тыс. рублей, должностным лицам – от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, а юридическим лицам – от 50 тыс. до 150 тыс. рублей. Аналогичные санкции предусмотрены и за предоставление неполной информации в базу данных выдачи пропусков.
Ранее стало известно, что Минфин РФ с сентября 2025 года предложил повысить пошлины за получение прав для автомобилистов вдвое, а за выдачу паспорта транспортного средства (ПТС) — в полтора раза. Первый сбор может вырасти с 4 тыс. до 6 тыс. рублей, а второй — с 1,6 тыс. до 3,2 тыс. рублей.