В России может возникнуть дефицит автомобилей из-за нехватки микросхем для автопрома

Нехватка микросхем, с которой еще в январе столкнулись сразу несколько крупных автоконцернов, добралась и до России. Из-за перебоев в поставках чипов срываются производственные планы, что, в свою очередь, грозит еще более сильным дефицитом машин, чем прошлым летом.

В России может возникнуть дефицит автомобилей из-за нехватки микросхем для автопрома
Производство KIA Rio X. Фото KIA

Как выяснил «Ъ», речь идет о микросхемах для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем и кузовной электроникой, мультимедийных систем и даже рулей (тех, которые с кнопками). Нехватка чипов вынуждает автопроизводителей уже сейчас работать по их фактическому наличию, а решить проблему, по оценкам аналитиков, удастся в лучшем случае во второй половине 2021 года.

Сам дефицит, напомним, возник на фоне коронавируса и сокращения заказов на микросхемы весной прошлого года. Когда прежние объемы производства восстановились, отрасль (выпускающая чипы) оказалась не готова к ним, и крупнейшие автоконцерны вроде Ford, Nissan, Toyota и FCA были вынуждены менять производственные планы на заводах в Японии, Мексике и США.

На российском рынке с нехваткой чипов столкнулся крупный поставщик автомобильной электроники «Сантэл Навигация», который поставляет приборы ЭРА-ГЛОНАСС для Daimler, КамАЗа, Ford Otosan, Isuzu, Chery и белорусскому «Белджи».

«Мы закупаем у поставщиков не чипы, а изготовленную по нашей документации печатную плату терминала ЭРА-ГЛОНАСС, где уже напаяны около 200–250 основных элементов, и сейчас наш заказ не покрыт примерно на 30–40%»,— подтвердил гендиректор «Сантэл Навигации» Николай Борисенко.

Также проблему признали на АвтоВАЗе (для мониторинга ситуации там создали отдельную рабочую группу), в BMW, Daimler и Stellantis, в который с недавних пор входят бренды Peugeot, Citroen и Opel. Во владеющем УАЗом Sollers говорят, что предприятий группы дефицит чипов пока не коснулся, но такой риск из-за ситуации на мировом рынке еще есть.

Источник: Коммерсантъ